undefined

«Вовчики» и «юрчики» - именно так называли представителей противоборствующих сторон во времена гражданской войны в Таджикистане в 1992-97 годах. «Вовчики» - созвучная трактовка от «вахаббиты», «юрчики» - по одной из версий первое пришедшее на ум противоположное имя, по другой - название в честь бывшего председателя КГБ СССР, одна из организаций «Народного фронта» даже именовалась «За дело Ленина-Сталина-Юрия Андропова». Почему именно Андропов и КГБ объясняется просто. В Таджикистане схлестнулись бывшая советская номенклатура с представителями демократических (как они себя называли) сил исламского толка, вышедших на политическую арену в преддверии и во времена распада СССР. Но идеологические разногласия были лишь внешней формой конфликта - на этом фоне за власть боролись представители различных территориальных кланов, в основном памирцы и кулябцы. Ситуацию к тому же усугубляли межконфессиональные противоречия.

Если взглянуть на карту, то отчетливо видно, что именно горный Таджикистан является своеобразной "пробкой", отделяющей некоторые страны Средней Азии от неспокойного Афганистана. Например, граница Узбекистана с Афганистаном длиной чуть более ста километров проходит по реке Амударья и ограждена с узбекской стороны таким количеством колючей проволоки, что там не проскочит даже суслик. Горные области Таджикистана контролировать на таком же уровне довольно сложно. Вполне естественно, что появление в регионе еще одного полностью независимого исламского государства не входило в планы северных соседей. Поэтому на стороне "юрчиков", а по некоторым сведениям даже непосредственно "родив" их на свет как военную силу с целью удушения оппозиции, выступила Россия. Напрямую, с использованием базировавшихся в стране воинских частей, так и через Узбекистан. Поставки оружия и армейских специалистов шли непрерывным потоком, что только раздувало пламя войны и, в конечном итоге, решило ее исход. Интересен факт, что во главе "Народного фронта" - основного ядра "юрчиков" - стоял уголовный авторитет, более двадцати лет просидевший при СССР в тюрьмах, Сангак Сафаров.

Описывать предысторию и течение войны мы не будем. В открытом доступе довольно много публикаций об этих забытых современными исследователями событиях. Если честно, забытых зря, так как фактов, перекликающихся с днем сегодняшним, там предостаточно. Например, слухи и паника, толкнувшие на массовый исход немногочисленное русскоязычное население Таджикистана, хотя никаких случаев целенаправленной резни не было. Бедный и во времена СССР Таджикистан с началом войны погрузился в тотальную нищету, поэтому не удивительно, что его покинули многие специалисты. Однако кому-то было выгоднее придать этому вид бегства от исламских радикалов, грозящих иноверцам геноцидом в случае своей победы.

Нет, не подумайте, что война в Таджикистане была бескровной. Как раз наоборот! И что самое интересное, понимая всю бесперспективность противостояния, казалось бы непримиримые противники постоянно пытались заключить перемирие. Таких попыток было несколько, как и раундов переговоров на эту же тему. В 1997 году стороны, наконец, пришли к согласию. Война закончилась необычно - "вовчики" получили 30% мест в государственных структурах, включая министерства и ведомства, судебные и силовые органы. Мало того, оппозиционные "боевики" были амнистированы и приняты на службу в ВС Таджикистана. Был подписан "Акт о взаимном прощении", согласно которому все простили друг друга. Поэтому в Таджикистане не стали заниматься подсчетами жертв гражданской войны. После обоюдного "прощения" оказалось, что выяснять взаимные потери незачем. Число погибших в гражданской войне, таким образом, остается неизвестным - приводятся оценки с большим разбегом от 20 тысяч до 150 тысяч человек.

В итоге Таджикистан стал обычной среднеазиатский деспотией с неизменным с 1994 года президентом в лице Эмомали Рахмонова, сменившим впоследствии свою фамилию на Рахмон. Правда, с одним отличием от соседей - очень плохим состоянием экономики. Таджикистан как был, так и остается одним из самых бедных государств региона и мира. Причина - демография и рельеф. Грубо говоря, его горные безводные земли, несмотря на наличие полезных ископаемых, не способствуют их разработке и не могут прокормить все увеличивающееся население. Как следствие, экономика страны находится в огромной зависимости от финансов, зарабатываемых трудовыми мигрантами вне Таджикистана. В основном, в России. Средства, поступающие в качестве денежных переводов, составляют по различным оценкам до 40% ВВП страны. Причем они никуда не инвестируются, а тратятся исключительно на личное потребление. Де-факто Россия содержит Таджикистан, предоставляя более чем миллиону мигрантов работу и оплачивая ее. Правда, в последнее время в связи с кризисом и скачком курса рубля денежный поток несколько сократился.

С тех пор как закончилось кровавое противостояние "вовчиков" и "юрчиков" прошло уже почти двадцать лет. Срок достаточный, чтобы привыкнуть к мирной жизни. Но не такой длительный для полного забытья старых обид. Тем более политика Эмомали Рахмона, направленная на дальнейшую узурпацию власти и вытеснение "вовчиков" из властных структур, вызывает напряжение в обществе. Последний шаг - запрет в прошлом году ПИВТ (Партии исламского возрождения Таджикистана) - только подлил масла в тлеющий огонь. Внешне пока все спокойно. Отдельные выступления жестко подавляются властями, но на фоне усугубления бедственного экономического положения, многие в Таджикистане задаются вопросом - а не жилось бы лучше в случае победы оппозиции?

Например, в ИГИЛ по некоторым подсчетам таджиков больше, чем представителей других государств. Могут ли они вернуться на родину и продолжить борьбу уже там? Вполне. Тем более, совсем недавно прошла информация, что бывший командир таджикского ОМОНа Гулмурод Халимов по прозвищу аль-Таджики стал новым военным лидером ИГИЛ. Мало того, буквально вчера военнослужащие Таджикистана стали получать СМС-ки якобы от его имени с обещанием "поздравить" их с 25-летием независимости, которое будут отмечать 9-го сентября. Пустые ли это угрозы или за ними что-то есть покажет самое ближайшее будущее. Несомненно одно - если кто захочет поджечь регион, то Таджикистан самое место для этого. Тем более, в соседних странах складываются благоприятнейшие условия. Смерть Ислама Каримова в Узбекистане, активизация талибов в Афганистане, не совсем спокойная обстановка в Киргизии и Казахстане. На Таджикистан пока никто не обращает внимание. Видимо, о нем вспомнят лишь тогда, когда на арену снова выйдут "вочики" и "юрчики"...

Автор: dinodont