undefined

День вторжения был выбран по нескольким причинам. Во-первых, 2 августа 1990 года - четверг, а это конец рабочей недели в арабском мире. Во-вторых, на небе сияла полная луна, что очень облегчало навигацию в безоблачной ночной пустыне. И в-третьих, конец июля - август является любимым временем жителей Кувейта для ухода в отпуск. Многие в это время уезжают из страны, в частности в Европу.

Все началось с серии диверсионных нападений на пограничные посты. Иракские коммандос, проникнувшие на территорию Кувейта еще до полуночи, по возможности без лишнего шума и стрельбы, окружали и захватывали эти разрозненные объекты, сообщая сигнальными ракетами об успехе миссии. Был выведен из строя коммуникационный узел в опорном пункте Сидерия и связь в районе вторжения полностью лягла. Одновременно взревели моторы сотен единиц бронетехники Республиканской гвардии и она массово пришла в движение, что было зафиксировано кувейтским воздушным шаром радиолокационного наблюдения, парившим в небе южнее иракской границы.

Бригады вооруженных сил Кувейта были подняты по тревоге, но так как многие солдаты и офицеры находились в отпуске, экипажи боевых машин пришлось в спешном порядке комплектовать на месте, что никак не добавляло им слаженности. Техника дислоцировалась в режиме мирного времени без боекомплекта, погрузка которого заняла большую часть ночи. Везде царила путаница и неразбериха, а обрывки информации, поступавшие в части, не позволяли командирам понять общую картину происходящего. Многие из них считали, что повторялись события 1973-го года, когда Ирак оккупировал приграничные районы Кувейта. И не более. Ситуацию усугубляло еще то, что руководство страны так и не направило в войска четкие приказы как действовать. Разбуженная королевская семья эмирата и высшие правительственные чиновники пребывали в растерянности и полном неведении конечных планов Ирака. Кроме того, они не верили в способность своих войск отразить атаку превосходящих сил противника. И всецело надеялись на помощь. Правда, не ясно откуда. И, тем более, не понимая, что даже если кто-то решится помочь, то создание коалиции потребует много времени, а судьба Кувейта может быть решена за считанные дни. Во дворце витало единственное решение на случай усугубления обстановки - это сбор чемоданов и бегство. Какой-нибудь скоординированной оборонной стратегии в этих условиях, естественно, не было.

undefined

2 августа 1990 года примерно в 2:00 по местному времени иракские колонны пересекли границу Кувейта южнее Сафвана и на скорости 30 километров в час начали стремительное продвижение к столице эмирата, до которой было порядка восьмидесяти километров пути. Они обошли место базирования 6-й кувейтской механизированной бригады к северу от Эль-Кувейта, встретив лишь небольшое сопротивление выдвинувшихся им навстречу нескольких танков "Виккерс" и БМП-2, которым с расстояния 300 метров удалось подбить одну из ведущих иракских машин. Но это никоим образом не замедлило продвижение частей Республиканской гвардии. Накрыв плотным огнем кувейтскую группу, иракские танки заставили ее отойти, уничтожив два танка и одну БМП противника. Впоследствии выяснилось, почему 6-я кувейтская бригада выставила такой малочисленный заслон. Ее командир принял двигавшихся в его сторону иракцев за передовой отряд, поэтому счел нецелесообразным задействовать большие силы, которые, в принципе, даже еще не были готовы. Вся надежда возлагалась на ВВС Кувейта, призванные задержать противника. Однако стремительное движение иракской армады спутало все планы и в одночасье оставило 6-ю бригаду в тылу наступающих войск, что поставило жирный крест на ее сопротивлении.

Неожиданно появившиеся в густых клубах пыли вдоль шоссе иракские танки весьма удивили кативших по нему дальнобойщиков, которые даже не подозревали о происходящем. Не менее были удивлены экипажи кувейтских танков "Чифтен", двигавшихся небольшой колонной по этому же шоссе с приказом вмешаться во что-то там далеко на севере. После нескольких выстрелов иракцев они сочли за лучшее побросать свои машины и спасаться бегством. Уже к рассвету передовые части Республиканской гвардии подошли к окраинам Эль-Кувейта. Бригады двух иракских дивизий, действовавших западнее, тоже продвигались согласно плану, выйдя на поля нефтяного месторождения Румайла, а затем на юг, обходя при этом места базирования 35-й кувейтской танковой бригады. Ей, правда, в отличии от северной 6-й, была уготована совсем другая судьба в этих событиях. Но об этом немного позже.

Одновременно с вторжением сухопутных войск последовали совместные вертолетные и морские десанты на прибрежные острова. Силами батальона при поддержке танков и бронемашин был захвачен с юга остров Бубиян, базировавшиеся на котором части береговой охраны и ПВО не оказали сколь-либо значимого сопротивления. Следом десантный батальон, усиленный батальоном морской пехоты, попытался высадится на остров Файлака. Три роты - пехотная, пограничная и ПВО, составлявшие его гарнизон, не смогли, как и в первом случае, долгое время противостоять натиску противника. Хотя и вынудили произвести в течении дня несколько попыток захвата, последняя из которых утром 3-го августа увенчалась успехом.

undefined

Однако основной целью десантных сил Ирака, как воздушных, так и морских, на первом этапе операции были вовсе не острова. Как уже упоминалась в предыдущей статье, ключевым военно-политическим пунктом иракского плана являлся захват руководства эмирата, что позволило бы придать некую легитимность факту передачи власти проиракским структурам управления. Эмир был бы в условиях плена гораздо сговорчивее - в Багдаде в этом не сомневались. Вот именно этот наиглавнейший момент и предполагалось реализовать с помощью десантных групп путем неожиданной атаки Дасманского дворца. Забегая вперед, отметим, что провал этой операции, несмотря на успех всей миссии в целом, сыграл фатальную роль в дальнейшем развитии событий вокруг Ирака.

undefined

Дасманский дворец - резиденция эмира и место проживания королевской семьи - был построен в 1904-30 годах и находился в северной части столицы неподалеку от побережья в районе знаменитых Кувейтских башен. Начиная с первых сообщений о вторжении, в его покоях витала атмосфера хаоса и паники. Телефон не умолкал. Поступали зачастую противоречивые сообщения из штабов армии, ВВС и флота, постоянно звонили в или из посольств зарубежных стран. Руководство Кувейта пыталось понять масштабы происходящего. В том, что все это ничем хорошим не пахнет, никто не сомневался. Примерно через час-полтора от момента пересечения иракскими войсками границ Кувейта эмир Джабер аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах получил однозначную информацию, что сдержать наступление противника не удалось и его передовые части стремительно подходят к столице. Расчетное время на эвакуацию составляло не более сорока пяти минут - слуги и охрана незамедлительно начали собирать сумки, складывая в них все наиболее ценное. Вскоре кавалькада машин ринулась по пустынным улицам, на которых то там, то здесь готовилась к бою бронетехника, прочь от дворца, увозя эмира, его семью и сановников. Во дворце остались лишь немногие высокопоставленные лица, в том числе младший брат эмира шейх Фахд аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах. Использовать для эвакуации вертолет или самолет эмир побоялся, а также отказался от услуг американцев, так как в глазах арабов бегство с их помощью выглядело вообще нонсенсом. Как-никак, враги исламского мира. Поэтому проведя еще некоторое время в столице, эмир с семьей покинул ее по южной дороге и отбыл в Саудовскую Аравию, где в городе Дахран приступил к организации правительства в изгнании.

undefined

В это же самое время с северо-востока приближались десятки иракских Ми-8 и Ми-17, высаживавших десант в районе близлежащих ко дворцу улиц. У них с самого начала все пошло наперекосяк. Несмотря на отсутствие воздушного противодействия, большое число вертолетов было потеряно из-за аварий еще на пути следования. К тому же не совсем синхронно по времени с воздушным десантом прошла высадка морской пехоты на побережье, усложняя поставленную задачу. Иракцы даже не подозревали, что эмир уже успел скрыться. Ожесточенное сопротивление противника говорило об обратном. Да и сами защитники дворца - Гвардия эмира и местные полицейские - вряд ли знали об обороне уже фактически пустого объекта. Первый этап боя, ставшего впоследствии известным как "битва у Дасманского дворца", продолжался почти два часа. Иракскими спецподразделениями постепенно были захвачены ключевые точки вокруг, некоторые здания и перекрестки улиц. Под плотным стрелковым, снайперским и гранатометным огнем противник вынужден был отступить к самому дворцу, а просочившиеся вслед за ним коммандос заняли практически все выходы из него, включая главные ворота. Однако вскоре прибыли подкрепления из частей Гвардии эмира, прошедшие вдоль побережья с юго-востока, усиленные танками и бронеавтомобилями "Салладин". Это позволило снять осаду дворца и нанести некоторые потери иракцам, в результате чего те отступили в прилегающие кварталы. Бои переместились в район госпиталя Амири севернее от дворца и Министерства Внутренних Дел западнее.

Авиация сторон активно включилась в боевые действия ближе к рассвету. ВВС Ирака использовались довольно ограниченно, кроме уже упоминаемой армейской винтокрылой составляющей. Помимо высадки десантов, на вертолеты возлагалась огневая и санитарная поддержка частей. Действия кувейтской авиации с самого начала вторжения также не отличались массовостью, хотя характер боев и соотношение сил на земле требовали гораздо большего ее участия. Причина пассивности ВВС Кувейта оказалась та же, что и в сухопутных войсках - неготовность. Большинство индийских, бенгальских и пакистанских офицеров и сержантов, отвечавших за обслуживание машин и их вооружение, банально отсутствовали на месте. Кто был в отпуске, кто где-то в городе, за пределами авиабаз. Как следствие, вылетов один за другим в режиме "нон-стоп" в первые часы иракского наступления не производилось. За исключением нескольких штурмовиков "Скайхок", попытавшихся атаковать части танковой дивизии "Медина", и патрульных "Миражей" в единичном количестве.

undefined

Все это, правда, не помешало кувейтским источникам после войны распространить информацию о множестве побед своей авиации и ПВО, даже с фамилиями героических летчиков. Однако этот вопрос остается весьма спорным, так как подтвержденных данных и свидетельств, кроме воспоминаний пилотов, не имеется. Кувейтская сторона заявляет, что их авиация и ПВО сбили в общей сложности более тридцати иракских летательных аппаратов, включая восемь вертолетов со спецназом, направлявшихся на штурм Дасманского дворца. В свою очередь, иракцы, подтверждая значительные цифры потерь, относят к боевым только Су-22 и МиГ-23, один из которых уничтожен предположительно ЗРК "Хок" с острова Бубиян до захвата его десантом, и три вертолета, сбитых то ли ПЗРК, то ли ракетами воздух-воздух. Гибель или серьезные повреждения других винтокрылых машин, а их было несколько десятков, считаются исключительно аварийными из-за столкновений с линиями электропередач или между собой. Если это так, то небоевые потери иракцев реально зашкаливают - почти сорок процентов вертолетов, задействованных в десантировании групп. Впрочем, такой анти-результат вполне мог иметь место, учитывая отсутствие четких задач у отдельных экипажей, полной информации о препятствиях, координации во взаимодействии и опыта ночных полетов.

В 5:22 утра иракские ВВС совершили налет на две кувейтские авиабазы и международный аэропорт в Эль-Кувейте. Значительного ущерба технике нанесено не было, но на авиабазе Эль-Салем оказалась повреждена взлетно-посадочная полоса. Помимо продолжения бомбардировок, темп иракского наступления делал неизбежным попадание авиабаз в зону действия полевой артиллерии, а отсутствие достаточных сил для их защиты грозило непосредственным захватом. Поэтому довольно скоро был получен приказ поднять в воздух как можно больше самолетов и вертолетов. Но не с целью атаки наступавшего противника, а для движения в совершенно противоположную сторону. ВВС Кувейта массово уходили на юг - в Саудовскую Аравию. С временных аэродромов (шоссе) продолжали наносить удары по иракским войскам лишь несколько штурмовиков, но по мере отхода к границе прикрывавших их кувейтских сухопутных частей, эти вылеты постепенно сходили на нет. В целом, больше половине самолетов и большинству вертолетов кувейтских ВВС удалось спастись. Потеряны в боях единицы. Остальные, которые не смогли взлететь, были захвачены иракцами на авиабазах.

undefined

Но вернемся с небес на землю к уже упоминавшейся 35-й танковой бригаде. Всю ночь 2-го августа она занималась приведением себя хоть в какой-нибудь боеспособный вид. Проблем было множество. Это и некомплект штатных единиц, неготовность техники и орудий, нехватка боеприпасов и даже достаточного запаса пресной воды, а это весьма критичный вопрос в августе в Кувейте. В результате, когда 04.30 утра бригада получила приказ выдвинуться на восток, в район Эль-Джахра - небольшого городка в тридцати километрах западнее от кувейтской столицы, чтобы помешать наступлению колонны иракских войск на Эль-Кувейт, ее подразделения хоть и покинули через полчаса место базирования, но далеко не в полном составе. 7-й батальон бригады выдвинулся, имея двадцать шесть танков и один командирский, который сломался по пути следования. 8-й наскреб лишь десять танков, около пяти БМП-2 и несколько М113. Всю эту в кавычках армаду поддерживало семь орудий, которые смогли реанимировать за ночь из наличествующих восемнадцати. С неполным боекомплектом из-за нехватки снарядов. Бригаде была поставлена задача занять позицию в районе так называемых "мостов" на пересечении 6-й кольцевой дороги и 70-го шоссе западнее Эль-Джахра, которые вели аккурат в столицу эмирата. Почти за час техника кувейтцев преодолела двадцать пять километров от своей базы и расположилась на позициях: 7-й батальон севернее шоссе, рядом с местным кладбищем, 8-й - южнее. До их появления все то, что на этом участке могло противостоять иракцам, состояло лишь из разрозненных частей 80-й пехотной бригады и нескольких пушечных бронеавтомобилей "Салладин".

К этому времени на шести полосах автобана появились части 17-й механизированной бригады 1-й иракской танковой дивизии "Хаммурапи". Они двигались в походном строю без какой-либо разведки и флангового охранения, видимо совершенно не ожидая нападения. Выстрелы кувейтских танков "Чифтен" с расстояния километр-полтора оказались довольно эффективными. Выведя из строя несколько головных машин, они вызвали затор. При этом прибывающие следом иракские подразделения совершенно не знали о происходящем, что позволило расстреливать их пехоту еще в грузовиках и даже подбить несколько 2С1 "Гвоздика" на трейлерах. Ответный огонь противника был не совсем эффективен. Однако сдержать иракцев не удалось. Несмотря на потери, большая часть техники Республиканской гвардии продолжила движение по направлению к цели. Параллельно с ними передвигались к югу вдоль кольцевой дороги и части 35-й бригады.

undefined

Ближе к полудню с запада по 70-му шоссе к "мостам" вышли части 2-й танковой дивизии «Медина». В 35-й бригаде сначала решили, что это пришла помощь союзников по Заливу, но вскоре, к сожалению, стало понятно - это не так. Иракцы двигались по шоссе между двумя кувейтскими батальонами и когда они вышли к кольцевой дороге и повернули на юг, те открыли по ним перекрестный огонь. Как и ранее, части Республиканской гвардии шли по-походному. Позже выяснилось, что они совсем не подозревали о нахождении в этом квадрате танков и артиллерии противника из-за полного отсутствия связи между иракскими дивизиями. Понеся некоторые потери, части "Медины" откатились на три километра на запад, занявшись перегруппировкой в районе огромной стоянки большегрузных автомобилей. Артиллеристы 35-й бригады тотчас накрыли этот участок, что вызвало еще большее замешательство в рядах противника. Однако иракцы оперативно развернули свои батареи севернее и ответили довольно метким огнем. В это же время в небе пролетел одинокий штурмовик ВВС Кувейта, который только по счастливой случайности не отбомбился по позициям 35-й бригады, так как пилот совершенно не имел представления о происходящем на земле. Сбросив несколько бомб на иракские части, самолет был тотчас поврежден ракетой земля-воздух и в спешном порядке "поковылял" на базу. В дальнейшем иракцы попытались атаковать артиллерийские позиции 35-й бригады с помощью БМП, но так как стреляли почему-то бронебойными снарядами, существенного ущерба и разрушений не вызвали, будучи отброшенными назад. Между тем, основные части "Медины" закончили перегруппировку и пошли в наступление двумя развернутыми бригадами. Боезапас и горючие 35-й были на исходе. На все запросы о подкреплениях в эфире - тишина. Поэтому кувейтские части, отстреливаясь от наступающего противника, начали уходить южнее, стараясь избежать окружения, и к вечеру достигли границы. Переночевав там, утром следующего дня они перешли на территорию Саудовской Аравии. С рассветом ВВС Ирака отбомбились по уже опустевшим позициям 35-й бригады.

undefined

Поначалу иракские офицеры, вошедшие в Эль-Кувейт, очень обрадовались обилию синих и зеленых дорожных знаков, которые указывали на нужные им места, обозначенные на выданных накануне операции туристических картах. Но постепенно простое, как казалось бы, городское продвижение застопорилось. Жители столицы вместо того, чтобы встречать "освободителей" цветами, массово старались ее покинуть. Город накрыла атмосфера беспокойства и паники. Дороги в одночасье превратились в ад. Сотни машин, нагруженных тюками со скарбом, старались выбраться из Эль-Кувейта. То, что 35-я бригада задержала продвижение иракских войск к саудовской границе, сделало южный путь открытым почти до вечера, чем незамедлительно воспользовались многие гражданские. К слову, Кувейт как страну в целом покинуло более двадцати процентов жителей, "обрадованных" фактом "присоединения". Пробки на выездах из столицы достигли наивысшего уровня. Иракская бронетехника медленно лавировала среди них, а иногда продвижение становилось совсем невозможным. Сотрудники полиции Кувейта с удивленными лицами наблюдали за паникой и входящими войсками, абсолютно ничего не предпринимая. Некоторые жители штурмовали банки, пытаясь снять свои сбережения. Помимо пробок части Республиканской гвардии столкнулись с проблемой нехватки горючего. Запасы рассчитывались с учетом пополнения их на месте прибытия, что в сложившейся ситуации сделать становилось весьма затруднительно из-за очередей на заправках. Пришлось выводить из оцепенения местную полицию, которая испуганно стала помогать расчищать дороги от пробок и подъезды к АЗС. Постепенно иракские танки заняли большинство крупных перекрестков столицы и начали проводить некое подобие фильтровальных мероприятий, стараясь не выпускать из города правительственных чиновников и прочих лиц согласно розданным спискам. При этом, как отмечали очевидцы, Республиканская гвардия не являла из себя образец дисциплины. Для оборудования блок-постов солдаты тянули все, что попадалось под руку в соседних домах, ставили зонтики от солнца, выносили мебель и постельные принадлежности. К полудню разрозненные очаги сопротивления в Эль-Кувейте были подавлены. Иракские войска контролировали весь город и Международный аэропорт Кувейта, за исключением районов дворцов - Дасманского и Баян. Второй был взят к часу дня, после обстрела артиллерией, ответом на что была тишина, так как Гвардия эмира уже не имела ни сил ни ресурсов оборонятся. В "битве у Дасманского дворца" точку поставили прошедшие через город части Республиканской гвардии. Резиденция эмира пала, а ее защитники начали сдаваться в плен. Шейх Фахд аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах, которому впоследствии был присвоен статус великомученика, был застрелен в бою, а затем его тело переехал танк. Иракские солдаты приступили к грабежу дворцов, супермаркетов и магазинов, благо взять там можно было много чего.

undefined

То, что иракские войска увязли в пробках большого города, а не обошли его стороной, позволило 15-й кувейтской танковой бригаде уйти в Саудовскую Аравию с некоторой частью техники и вооружения, а также эвакуировать авиабазу Эль-Джабер. Небольшие боестолкновения с изолированными частями кувейтской армии продолжались еще сутки. Впрочем, они уже не стремились контратаковать, а всего лишь отстреливались на пути к саудовской границе. Тем не менее, слухи о возможном наступлении противника будоражили иракскую армию - поговаривали, что эмир собрал несколько бригад и очень скоро нанесет удар с территории Саудовской Аравии. Солдаты и офицеры Республиканской гвардии просто не могли поверить, что все уже закончилось, причем так быстро. На календаре был вечер 3 августа 1990 года.

Потери Ирака в живой силе и технике оказались, если можно так сказать, довольно приемлемыми, учитывая масштаб операции и количество задействованных сил. Например, в оперативном отчете 1-й танковой дивизии "Хаммурапи", на долю которой выпала основная тяжесть боев около столицы и в ней, сообщалось о 99 погибших, 249 раненых и 15 пропавших без вести. Всего же общие потери сил вторжения составили три сотни убитых и порядка пятьсот раненых. Из техники Ирак лишился примерно ста двадцати танков, БМП, БТР и САУ, более двух десятков грузовиков и автобусов, нескольких легковых машин и джипов, четырех кораблей и более трех десятков летательных аппаратов, в основном вертолетов. C потерями живой силы вооруженных сил Кувейта (в отличии от техники) история не совсем ясна. Непонятно откуда взялись цифры, гуляющие в интернете, о 4200 убитых. Согласитесь, запредельно много для пары дней небольших локальных боев. Некоторые источники, правда, уточняют, что боевые потери - до двухсот человек убитых и несколько сотен раненых. Остальные мол пленные, казненные в дальнейшем оккупантами. Также довольно спорный вопрос. Одно известно точно: только семи тысячам кувейтских военных удалось пересечь саудовскую границу, остальные попали в плен. Ирак захватил почти все суда и корабли военно-морских сил Кувейта, две трети танков и большое количество легкобронированной техники, так и не успевшей принять участие в боях. Все прочие были уничтожены. Лишь некоторой части - до сорока танков "Чифтен" и "Виккерс" и нескольким М113 - удалось уйти на территорию Саудовской Аравии. Только ВВС Кувейта, как уже упоминалось, "унесли ноги" с большей частью своих машин. Одним словом, иракский блицкриг удался на славу, пройдя по всем канонам, заложенным еще сто лет назад стариком Шлиффеном.

Автор: dinodont