но,тогда в отставку . а то выходит "зрада" послал на верную гибель два крупных корабля "Ойген" чудом спасся.
Bismarck VS Royal Navy
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Генерал-полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 25546
- Зарегистрирован: 01 дек 2016
- Поблагодарили: 107378 раз
- Карма: +10/-0
Bismark VS Royal Navy
У вас везде "зрада"
Ну так война же... всякое бывает Вон Гитлер целую страну послал на верную гибель....
Теоретически операция имела шансы на успех... почему бы не рискнуть? Или в портах нужно было отсиживаться? Кстати, Редер мог бы резонно обвинить Гитлера, что тот ввязался в войну с Бритами на несколько лет раньше, не построив соответствующий надводный флот...
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
Bismark VS Royal Navy
зрада-зрадонька она вечна,как мир и непостижима как тайна сфинкса к примеру расформирование конвоя PQ 17 зрада -бросили моряков.
бритты ему сами войну объявили за Польшу,правда полякам от этого легче никак не стало , а до этого всячески попустительствовали . так что вина тут обоюдная .
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Генерал-полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 25546
- Зарегистрирован: 01 дек 2016
- Поблагодарили: 107378 раз
- Карма: +10/-0
Bismark VS Royal Navy
Он и думал...
Но дело в том, что противник тоже думает!
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
Bismark VS Royal Navy
храбрый Рыцарь Принц Евгений обещал монарху в Вене,что вернет ему Белград.....
второе действующее "лицо" нашей трагедии крейсер "Принц Ойген" . на первой картинке собственно сам принц . кстати корабль в Кригсмарине так и называли для краткости "Принц" .
результаты операции «Учения на Рейне» историк флота В. Кофман:
«Итоги „Учений на Рейне“ оказались весьма плачевными. Крейсер пробыл в море 2 недели, двигаясь почти все время высокой скоростью; он сжег 6500 кубометров топлива и прошел 7 000 миль — и все без какого-либо результата, если не считать 3 или 4 снарядов, попавших в тяжелые корабли противника в бою в Датском проливе. Помимо гибели „Бисмарка“, немцы лишились 4 судов снабжения, обеспечивавших поход и затопленных или захваченных англичанами. И в завершение всего, „Ойген“ попал в своеобразное „заключение“ во французском порту
второе действующее "лицо" нашей трагедии крейсер "Принц Ойген" . на первой картинке собственно сам принц . кстати корабль в Кригсмарине так и называли для краткости "Принц" .
результаты операции «Учения на Рейне» историк флота В. Кофман:
«Итоги „Учений на Рейне“ оказались весьма плачевными. Крейсер пробыл в море 2 недели, двигаясь почти все время высокой скоростью; он сжег 6500 кубометров топлива и прошел 7 000 миль — и все без какого-либо результата, если не считать 3 или 4 снарядов, попавших в тяжелые корабли противника в бою в Датском проливе. Помимо гибели „Бисмарка“, немцы лишились 4 судов снабжения, обеспечивавших поход и затопленных или захваченных англичанами. И в завершение всего, „Ойген“ попал в своеобразное „заключение“ во французском порту
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Генерал-полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 25546
- Зарегистрирован: 01 дек 2016
- Поблагодарили: 107378 раз
- Карма: +10/-0
Bismark VS Royal Navy
Рискуй, не рискуй - все равно получишь буй!Александр Сергеевич Перижняк писал(а): ↑11 май 2019, 23:09рисковать малочисленными крупными кораблями не разумно.
"Тирпицем" вон не рисковали, по фьордам прятали... в итоге бесславный буль-буль от авиации..........
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Генерал-полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 25546
- Зарегистрирован: 01 дек 2016
- Поблагодарили: 107378 раз
- Карма: +10/-0
Bismarck VS Royal Navy
Мне здается аккурат после промоакции брата-близнеца...
-
Автор темы - Полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 6307
- Зарегистрирован: 03 дек 2016
- Откуда: С Восточного фронта
- Поблагодарили: 20380 раз
- Карма: +4/-0
Bismarck VS Royal Navy
Кинохроника - выход линкора Bismarck на оперативный простор и бой в Датском проливе.
-
- Солдат
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: 07 авг 2017
- Поблагодарили: 220 раз
- Карма: +0/-0
Bismarck VS Royal Navy
Ума не приложу как можно на расстоянии 20 км. попадать в движущуюся цель длиной метров двести!?
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
- Полковник
- Сообщения: 7737
- Зарегистрирован: 13 июл 2018
- Поблагодарили: 16115 раз
- Карма: +8/-0
-
Автор темы - Полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 6307
- Зарегистрирован: 03 дек 2016
- Откуда: С Восточного фронта
- Поблагодарили: 20380 раз
- Карма: +4/-0
Bismarck VS Royal Navy
Автоматика. Вот описание системы управления артиллерийским огнём линкоров типа "Севастополь":
Для управления артиллерийской стрельбой главного и противоминного калибров на линкоре была установлена система Гейслера. В ее состав входили дающий прибор прицела, линии электрической синхронной передачи, дающие и принимающие приборы прицела и целика.
Дальность до цели измерялась оптическим дальномером с шестиметровой базой, который был установлен на открытом мостике над боевой рубкой. Дальномерщик измерял дальность через каждые 3-5 с и передавал результаты измерений по телефону в центральный пост, расположенный на третьей палубе непосредственно под боевой рубкой. Кормовой центральный пост использовался как запасной командный пункт. На кормовой боевой рубке был установлен второй шестиметровый дальномер. Матрос-гальванер вводил дальность до цели в задающий прибор прицела — простейший автомат, который вырабатывал текущую (сглаженную) дистанцию. Управляющий огнем трансформировал ее в угол прицеливания в соответствии с баллистической таблицей стрельбы для 305-мм орудий в 52 калибра длиной.
Вследствие большой дальности стрельбы 305-мм орудий время полета снаряда до цели достигало 80 с, поэтому при стрельбе учитывалось изменение начальной дальности, происходившее за время полета снаряда. То же самое можно сказать и об изменении пеленга (курсового угла). Величины изменения расстояния (ВИР) и пеленга (ВИП) вычислял старший штурман линкора, предварительно определив курс и скорость корабля противника.
При модернизации в 1935-1936 гг. этот процесс был автоматизирован благодаря включению в схему ПУАО прибора АКУР — автомата курсовых углов и расстояний. Сумма текущей дистанции и ВИР за время полета снаряда представляла собой упрежденную дальность, т.е. расстояние до цели в момент падения залпа. К упрежденной дальности до цели добавлялись поправки на отклонение начальной скорости снаряда от нормальной, на плотность воздуха и продольный ветер. Эта поправка выбиралась по таблице в зависимости от количества выстрелов, сделанных из орудий, отклонения массы заряда и снаряда от нормальной и от температуры заряда.
Выработанный таким образом прицел (угол возвышения орудий) устанавливался на дающем приборе прицела и по электрической линии синхронной передачи передавался на принимающие приборы одновременно во все башни (они были установлены в каждом посту вертикальной наводки). При этом на принимающих приборах подвижная стрелка отклонялась от неподвижного индекса, скрепленного с орудием, на величину, пропорциональную углу прицеливания. Наводчику оставалось, пользуясь штурвалом вертикального наведения, совместить неподвижный индекс с подвижной стрелкой. В результате орудие приобретало нужный угол возвышения.
При опасных углах (менее —5°) цепь стрельбы автоматически выключалась.
Курсовой угол цели определялся визиром центральной наводки и также передавался по телефону в центральный пост. Упрежденный курсовой угол вычислялся как сумма текущего курсового угла и ВИП за время полета снаряда (поправка на курсовой угол). К полученному значению курсового угла добавлялись поправки на деривацию (отклонение снаряда вправо за счет вращательного движения при полете) и боковой ветер. Сумма всех поправок курсового угла представляла собой целик. По линии синхронной связи текущий курсовой угол и целик передавались в башни на принимающий прибор курсового угла. При этом учитывалась поправка на отстояние башен от визира центральной наводки. Если каждая башня самостоятельно визировала цель, то из центрального поста передавался только целик. Горизонтальная наводка также осуществлялась путем совмещения стрелок и индексов. Каждая башня могла наводиться самостоятельно, с помощью башенных прицельных приспособлений. При этом данные для стрельбы вычислялись с помощью таблиц командиром башни и по его команде вводились в прицельные устройства.
Данные стрельбы подготовлялись под руководством старшего артиллериста, который находился в боевой рубке и управлял огнем главного калибра. Когда линкор при качке оказывался на ровном киле (не имел крена), цепь стрельбы автоматически замыкалась и все башни одновременно производили залп. Интервал между залпами (темп стрельбы) мог быть от 30 до 40 с, в зависимости от тренированности прислуги орудий.
Дальность до цели измерялась оптическим дальномером с шестиметровой базой, который был установлен на открытом мостике над боевой рубкой. Дальномерщик измерял дальность через каждые 3-5 с и передавал результаты измерений по телефону в центральный пост, расположенный на третьей палубе непосредственно под боевой рубкой. Кормовой центральный пост использовался как запасной командный пункт. На кормовой боевой рубке был установлен второй шестиметровый дальномер. Матрос-гальванер вводил дальность до цели в задающий прибор прицела — простейший автомат, который вырабатывал текущую (сглаженную) дистанцию. Управляющий огнем трансформировал ее в угол прицеливания в соответствии с баллистической таблицей стрельбы для 305-мм орудий в 52 калибра длиной.
Вследствие большой дальности стрельбы 305-мм орудий время полета снаряда до цели достигало 80 с, поэтому при стрельбе учитывалось изменение начальной дальности, происходившее за время полета снаряда. То же самое можно сказать и об изменении пеленга (курсового угла). Величины изменения расстояния (ВИР) и пеленга (ВИП) вычислял старший штурман линкора, предварительно определив курс и скорость корабля противника.
При модернизации в 1935-1936 гг. этот процесс был автоматизирован благодаря включению в схему ПУАО прибора АКУР — автомата курсовых углов и расстояний. Сумма текущей дистанции и ВИР за время полета снаряда представляла собой упрежденную дальность, т.е. расстояние до цели в момент падения залпа. К упрежденной дальности до цели добавлялись поправки на отклонение начальной скорости снаряда от нормальной, на плотность воздуха и продольный ветер. Эта поправка выбиралась по таблице в зависимости от количества выстрелов, сделанных из орудий, отклонения массы заряда и снаряда от нормальной и от температуры заряда.
Выработанный таким образом прицел (угол возвышения орудий) устанавливался на дающем приборе прицела и по электрической линии синхронной передачи передавался на принимающие приборы одновременно во все башни (они были установлены в каждом посту вертикальной наводки). При этом на принимающих приборах подвижная стрелка отклонялась от неподвижного индекса, скрепленного с орудием, на величину, пропорциональную углу прицеливания. Наводчику оставалось, пользуясь штурвалом вертикального наведения, совместить неподвижный индекс с подвижной стрелкой. В результате орудие приобретало нужный угол возвышения.
При опасных углах (менее —5°) цепь стрельбы автоматически выключалась.
Курсовой угол цели определялся визиром центральной наводки и также передавался по телефону в центральный пост. Упрежденный курсовой угол вычислялся как сумма текущего курсового угла и ВИП за время полета снаряда (поправка на курсовой угол). К полученному значению курсового угла добавлялись поправки на деривацию (отклонение снаряда вправо за счет вращательного движения при полете) и боковой ветер. Сумма всех поправок курсового угла представляла собой целик. По линии синхронной связи текущий курсовой угол и целик передавались в башни на принимающий прибор курсового угла. При этом учитывалась поправка на отстояние башен от визира центральной наводки. Если каждая башня самостоятельно визировала цель, то из центрального поста передавался только целик. Горизонтальная наводка также осуществлялась путем совмещения стрелок и индексов. Каждая башня могла наводиться самостоятельно, с помощью башенных прицельных приспособлений. При этом данные для стрельбы вычислялись с помощью таблиц командиром башни и по его команде вводились в прицельные устройства.
Данные стрельбы подготовлялись под руководством старшего артиллериста, который находился в боевой рубке и управлял огнем главного калибра. Когда линкор при качке оказывался на ровном киле (не имел крена), цепь стрельбы автоматически замыкалась и все башни одновременно производили залп. Интервал между залпами (темп стрельбы) мог быть от 30 до 40 с, в зависимости от тренированности прислуги орудий.
-
- Генерал-полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 25546
- Зарегистрирован: 01 дек 2016
- Поблагодарили: 107378 раз
- Карма: +10/-0
Bismarck VS Royal Navy
Для управления огнем главного (283-мм) и среднего (150-мм) калибров служила система образца 1935 года, практически в неизменном виде перекочевавшая на линкоры типа "Бисмарк" и тяжелые крейсера типа "Адмирал Хиппер". В ее состав входило три командно-дальномерных поста (КДП) управления огнем по надводным целям, носовой и кормовой вычислительные посты и три башенных дальномера с базой 10,5 м (из башни "Антон" его убрали в 1941 году). Первый КДП занимал заднюю половину боевой рубки на уровне ходового мостика, второй размещался на передней башнеподобной надстройке, третий - на кормовой боевой рубке. Основным являлся пост на башенноподобной надстройке - он был самым высокорасположенным, и в нем по боевому расписанию находился старший артиллерийский офицер. Передний пост оснащался стереоскопическим дальномером с базой 6 м, остальные - 10,5-м дальномерами.
Башенки КДП были стабилизированы в двух плоскостях (на "Бисмарке" и "Тирпице" - в трех) с помощью гироскопов - центрального относительно курса корабля и локальных по горизонту. Каждый из двух носовых постов оснащался тремя визирами центральной наводки ZG (Zielgerat) C/38S с перископами под колпаками на бронированных крышах - по одному для артиллерийского офицера, горизонтального и вертикального наводчиков. Перископы стабилизировались при помощи следящих систем с выходными электромоторами, возникающие рассогласования компенсировались вертикальными и горизонтальными наводчиками. Один визир размещался в диаметральной плоскости, два других - по правому и левому борту.
Задний пост был оснащен только двумя визирами, расположенными побортно. Сектор обзора оптических приборов был совсем небольшим - не более 15". Данные о дистанции (вычислялись средние по данным всех дальномеров или брались показания радара), направлении на цель и ее курсовом угле сообщались в вычислительные посты, размещенные в отсеках XIV (носовой, он же главный) и VI (кормовой). Приборы носового поста позволяли производить расчеты отдельно для нижнего и верхнего КДП, что при желании позволяло вести раздельный огонь по разным целям.
Оборудование постов включало все необходимые вычислители для управления стрельбой как главного калибра, так и средней артиллерии. Геометрические вычислители в качecтве входных величин получали пеленг на цель, курс своего корабля (оба в горизонтальной плоскости), его скорость и дальность до цели. Выходными величинами являлись скорость цели, её наклон относительно оси прицела, курс и дальность как среднее от показаний главных и башенных дальномеров или по данным радара. Баллистический вычислитель получал значение скоростей изменения дистанции и пеленга и, учитывая погоду, начальную скорость снаряда, его вращение, влажность воздуха и ветер, выдавал полные углы вертикальной и горизонтальной наводки (ПУВН и ПУГН).
Каждый блок вычислительных приборов имел два сферических угловых конвертора, позволявших учитывать бортовую и килевую качку. Система управления огнем главного калибра позволяла использовать от одной до всех трех башен по одной цели или обстреливать одновременно две. Силовое дистанционное управление имели только приводы вертикальной наводки, а моторы горизонтального наведения управлялись вручную по принципу "слежение за указателем". Тот же принцип использовался и в приводах вертикальной наводки, если дистанционное управление отключалось. Если перемещения корабля в пространстве оказывались слишком резкими для "отслеживания", использовалось устройство компенсации временного интервала. В этом случае вертикальная и горизонтальная наводка производилась с произвольной скоростью, но при проходе нужного значения ПУВН или ПУГН цепь стрельбы автоматически включалась. Это устройство немцы применяли в 283-мм и 203-мм башнях для вертикальной и горизонтальной наводки, но в 380-мм - только для горизонтальной.
Выстрел из среднего орудия при залповой стрельбе производился с опережением в 10-20 миллисекунд, чтобы снаряды в полете не мешали друг другу и рассеивание было как можно меньше. Задержка стрельбы после включения контактов цепи была довольно большой: стандартный немецкий ударник с электромагнитным управлением (соленоидным) срабатывал примерно через 150 миллисекунд.
Огнем 105-мм зениток управляла система образца 1933 года: четыре поста с 4-метровыми ночными стереоскопическими дальномерами располагались в башенках сферической формы (SL-6 тип 33) по бокам носовой надстройки и трубы. Благодаря своему внешнему виду и наличию стабилизации в трех плоскостях эти посты получили среди моряков прозвище "качающиеся горшки" (Wackeltopt). Стабилизация обеспечивалась гироскопами без сервомоторов. Посты защищались 14-мм броней, но весили свыше 40 т (только роторы гироскопов имели вес 260 кг). Централизованного управления огнем зенитной артиллерии малого калибра германские корабли не имели - немцы считали более важным одновременно обстреливать как можно больше целей. Для 37-мм орудий предназначались восемь ручных дальномеров с базой 1,25 м. Данные о цели передавались командирам орудий голосом.
-
Автор темы - Полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 6307
- Зарегистрирован: 03 дек 2016
- Откуда: С Восточного фронта
- Поблагодарили: 20380 раз
- Карма: +4/-0
Bismarck VS Royal Navy
Линкор Bismarck ведет огонь по отходящему HMS Prince of Wales
Линкор Bismarck после боя в Датском проливе.
-
- Генерал-полковник
- Спонсор форума
- Сообщения: 25546
- Зарегистрирован: 01 дек 2016
- Поблагодарили: 107378 раз
- Карма: +10/-0
Bismarck VS Royal Navy
Из бортового журнала подлодки U-556...
...26 мая 1941 года. Место: 640 миль западнее Ландсэнда. Погода: северо-западный ветер силой 6-7 баллов, волнение моря — 5 баллов, ясно, переменная облачность, видимость от средней до хорошей.
15:31. Появились самолеты противника, пришлось погрузиться. Под водой слышали несколько взрывов, похожих на артиллерийскую стрельбу.
19:48. Тревога! За кормой заметили линейный корабль класса "Кинг Джордж V", идущий полным ходом, и справа по носу на пеленге 10 авианосец, по всей вероятности "Арк-Ройял". Если бы были торпеды! Не пришлось бы даже делать нового захода: я как раз нахожусь на позиции атаки. Корабли противника идут без эскорта эскадренных миноносцев и даже не меняют курса! Я мог бы занять позицию между ними и покончить сразу с обоими кораблями. Вижу, как на авианосце происходит взлет и посадка торпедоносцев. Может быть, я смог бы помочь "Бисмарку".
20:39. Всплыли. Дан сигнал: "Вижу противника — линейный корабль и авианосец, идущие полным ходом. Курс 115ш, квадрат ВЕ 5332 (48ш20' северной широты, 16ш20' западной долготы). До 22.06 даю сигналы о потере контакта. Пытаюсь следовать за боевой группой, расходуя последние остатки горючего. Погружаюсь, чтобы прослушать глубину, сообщаю акустический пеленг и посылаю сигналы для пеленгования.»
23:30. Тревога! Из тумана неожиданно вынырнул эскадренный миноносец. Когда лодка находилась на глубине 30 метров, он прошел прямо над нами. Мы слышали шум его винтов. И на этот раз пронесло, ни одной глубинной бомбы.
00:00. 27 мая. Всплыли. Ветер северо-западный, 5 баллов, волнением моря 5 баллов, дождевые шквалы, видимость умеренная, очень темная ночь. Что я могу сделать для "Бисмарка"? Вижу стрельбу трассирующими снарядами и ответный огонь "Бисмарка". Единственное, что в моих силах,— это вести наблюдение и наводить на противника подводные лодки, имеющие торпеды. Я поддерживаю контакт на границе видимости и непрерывно передаю сигналы для пеленгования для наведения других подводных лодок.
00:52. Обхожу место боя с востока, двигаюсь на юг, чтобы попасть в попутное течение и лечь в дрейф. Иначе до базы не доберусь: горючее на исходе.
04:00. Волнение моря усиливается. "Бисмарк" продолжает бой. Сообщил метеосводку для авиации и в 06.30 передал последнее донесение о месте боя "Бисмарка" с кораблями противника. Обнаружил "U-74", которой передал функции поддержания контакта. Двигаюсь малым ходом на электродвигателях. При плавании в надводном положении расходуется горючее, которое нужно нам для обратного перехода.
...26 мая 1941 года. Место: 640 миль западнее Ландсэнда. Погода: северо-западный ветер силой 6-7 баллов, волнение моря — 5 баллов, ясно, переменная облачность, видимость от средней до хорошей.
15:31. Появились самолеты противника, пришлось погрузиться. Под водой слышали несколько взрывов, похожих на артиллерийскую стрельбу.
19:48. Тревога! За кормой заметили линейный корабль класса "Кинг Джордж V", идущий полным ходом, и справа по носу на пеленге 10 авианосец, по всей вероятности "Арк-Ройял". Если бы были торпеды! Не пришлось бы даже делать нового захода: я как раз нахожусь на позиции атаки. Корабли противника идут без эскорта эскадренных миноносцев и даже не меняют курса! Я мог бы занять позицию между ними и покончить сразу с обоими кораблями. Вижу, как на авианосце происходит взлет и посадка торпедоносцев. Может быть, я смог бы помочь "Бисмарку".
20:39. Всплыли. Дан сигнал: "Вижу противника — линейный корабль и авианосец, идущие полным ходом. Курс 115ш, квадрат ВЕ 5332 (48ш20' северной широты, 16ш20' западной долготы). До 22.06 даю сигналы о потере контакта. Пытаюсь следовать за боевой группой, расходуя последние остатки горючего. Погружаюсь, чтобы прослушать глубину, сообщаю акустический пеленг и посылаю сигналы для пеленгования.»
23:30. Тревога! Из тумана неожиданно вынырнул эскадренный миноносец. Когда лодка находилась на глубине 30 метров, он прошел прямо над нами. Мы слышали шум его винтов. И на этот раз пронесло, ни одной глубинной бомбы.
00:00. 27 мая. Всплыли. Ветер северо-западный, 5 баллов, волнением моря 5 баллов, дождевые шквалы, видимость умеренная, очень темная ночь. Что я могу сделать для "Бисмарка"? Вижу стрельбу трассирующими снарядами и ответный огонь "Бисмарка". Единственное, что в моих силах,— это вести наблюдение и наводить на противника подводные лодки, имеющие торпеды. Я поддерживаю контакт на границе видимости и непрерывно передаю сигналы для пеленгования для наведения других подводных лодок.
00:52. Обхожу место боя с востока, двигаюсь на юг, чтобы попасть в попутное течение и лечь в дрейф. Иначе до базы не доберусь: горючее на исходе.
04:00. Волнение моря усиливается. "Бисмарк" продолжает бой. Сообщил метеосводку для авиации и в 06.30 передал последнее донесение о месте боя "Бисмарка" с кораблями противника. Обнаружил "U-74", которой передал функции поддержания контакта. Двигаюсь малым ходом на электродвигателях. При плавании в надводном положении расходуется горючее, которое нужно нам для обратного перехода.