Автомобили-копии производства СССР

Обсуждение моделей наземной техники (военной, гражданской, автомобильной, железнодорожной и т.д.)
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Wseb2net » 19 июн 2017, 15:04

Всем, у кого детство прошло в СССР, знакомы "железные машинки" - так тогда пацаны называли копии "Москвичей" и "ВАЗов" в масштабе 1:43. Они реально были весьма и весьма неплохого качества и копийности. Пожалуй, это одно из самых достойных производств легкой промышленности СССР. Ниже небольшая статья об истории их появления на свет и производства. Материал взят с сайта: http://antitrend143.wixsite.com

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я, как и большинство коллекционеров советского периода, начал свою коллекцию с приобретения саратовской машинки и с тех пор неравнодушен к этим моделям, а также к истории их создания и развития (период постсоветского угасания уже неинтересен). К сожалению, до настоящего времени я не знаю достаточно полного и более-менее комплексного описания истории "саратова" - термина, включающего в понимании многих коллекционеров модели, производившиеся в Саратове и области "Танталом", "Радоном", "Агатом" и т.д. На различных форумах и модельных сайтах гуляет много отрывочных сведений, воспоминаний, описаний моделей, но они все разрозненны, распылены по разным местам (из наиболее компетентных и достоверных можно выделить специализированный форум tantalradon.ru, и знаменитый Список DRIVER'a (Олега Маликова) на RCforum-ах), а сведенной воедино и систематизированной информации почти нет. Сам я не являюсь знатоком "саратова" (хотя мне и приходилось бывать на проходной ПО "Тантал" в Саратове в 1992 году), а моя коллекция этих моделей достаточно скромна, но я попытался найти в интернете и обобщить имеющиеся материалы по производству "саратовских" моделей. Основных источников приведенного ниже текста три - официальный сайт ОАО "Тантал", сообщения на RCforum-е Ильи (IliaV), и разрозненные сообщения на том же форуме в темах, связанных со Списком DRIVER'a, из которых особенно выделяются информативностью сообщения А.В.Юрченко (AlexY).


ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ТАНТАЛ"
11065 - Завод "Тантал" в г.Саратов
Родоначальником масштабных моделей в СССР в их современном понимании было Производственное объединение "Тантал", расположенное в городе Саратове (адрес: г. Саратов, пр. 50 лет Октября, 110 А). Кстати, на многих модельных ресурсах употребляется аббревиатура "НПО" - "научно-производственное объединение", но я, тщательно изучив сайт "Тантала", нигде не обнаружил приставки "научно-" в его официальном наименовании - в период выпуска моделей, в 70-80-е годы у предприятия было два названия - "завод" (с 1971 года) и "производственное объединение" (с 1976 года).

Предприятие оборонного комплекса было создано в 1949 г. на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп, а спустя 7-10 лет начался выпуск широкой гаммы сверхвысокочастотных вакуумных и твердотельных генераторов, являющихся элементной базой для сложнейших систем вооружения. В советский период его возглавляли: Злобин С. Н. (1949 год), Шевченко В.П. (1950-1953 г.г.), Васильев Г.В. (1953-1954 г.г.), Зинеев П.Е. (1954-1957 г.г.), Клишин А.А. (1957-1959 г.г.), Чуранов Г.Н. (1959-1960 г.г.), Умнов Г.А. (1960-1993 г.г.).
11066 - Умнов Георгий Архипович (слева) - руководитель "Тантала" в период производства моделей с 1960 по 1997 год.
На протяжении большей части своей истории, в частности, в период производства на нем моделей, предприятие входило в структуру Министерства электронной промышленности СССР, хотя прямого упоминания об этом на официальном сайте нет. Свидетельством принадлжености к МЭТ СССР явлюятся награды советского периода, например, тот факт, что с 1976 по 1988 г.г. Производственному объединению "Тантал“ 13 раз присуждалось первое место Министерством и ЦК профсоюзов электронной промышленности по итогам социалистического соревнования среди предприятий отрасли.
Принадлежность "Тантала" к Министерству электронной промышленности интересна тем, что в рамках этого Министерства были и другие структуры, связанные с модельным производством. В частности, в состав этого же Министерства входило ПО "Элекон" (ранее - Казанский завод радиокомпонентов (Завод №7), ныне завод "Элекон" концерна "Радиоэлектронные технологии" (ГК "Ростехнологии"), Казань. Образован в апреле 1939 г. как завод теплообменных приборов № 7 Наркомата авиационной промышленности СССР, с 1957 г. входил в систему 2-го управления машиностроения ТСНХ, с июля 1967 г. - в составе Министерства электронной промышленности СССР. В 1982 году предприятие получило название Производственное объединение «Элекон». Оно являлось головным предприятием электронной промышленности СССР в области производства электрических соединителей, применявшихся в военной, авиационно-космической и гражданской технике), наладившее выпуск первых моделей грузовых автомобилей СССР - модели КамАЗ-5511 с 1978 года. Кроме того, центральный отраслевой НИИ - ЦНИИ "Электроника" (Москва), созданный приказом Государственного Комитета по электронной технике СССР № 185 от 19 ав­густа 1964 г., имел отношение к распространению моделей и выпускал соответствующие информационные буклеты, а сами модели во многих городах СССР продавались в профильных магазинах "Электроника".
11068 - Каталог ЦНИИ "Электроника" Министерства электронной промышленности СССР, Москва, 1981 г.
11067 - Каталог ЦНИИ "Электроника" Министерства электронной промышленности СССР, Москва, 1981 г.
Само предприятие неоднократно меняло свое название:

Саратовский завод электроприборов - до 1971 года;
Саратовский завод "Тантал" - до 1976 года;
Производственное объединение "Тантал" - до 1993 года;
Открытое акционерное общество "Тантал" - с 1993 года по настоящее время.
Сайт ОАО "Тантал" - http://www.oao-tantal.ru/

Предприятие имело многочисленные награды в советский период истории, в том числе, в период производства масштабных моделей, среди которых можно выделить следующие:

25 апреля 1962 г. - Саратовский завод электроприборов награжден переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за высокие производственные заслуги.
18 января 1971 г. - Указом Президиума ВС СССР Саратовский завод "Тантал" награжден орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники.
с 1976 по 1988 г.г. Производственному объединению "Тантал" 13 раз присуждалось первое место Министерством и ЦК профсоюзов электронной промышленности по итогам социалистического соревнования среди предприятий отрасли.
1982 г. - ПО "Тантал" вручен памятный Почетный Знак Министерства электронной промышленности СССР и ЦК профсоюза работников электронной промышленности в честь 60-летия образования СССР.
18 декабря 1985 г. - ПО "Тантал" занесено на Всесоюзную Доску Почета ВДНХ СССР с вручением почетного памятного знака ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за высокую эффективность и качество работы в 11-й пятилетке.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
SanekИльяSciroccoРост76Гоша
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Wseb2net » 19 июн 2017, 15:13

ПРОИЗВОДСТВО МОДЕЛЕЙ: НАЧАЛО

Справка: Предприятими ВПК ведал особый орган - Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК),образованная Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в декабре 1957 года. Среди других основных задач ВПК было оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе, в части ... выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплат предприятий в отрасли (Колмогоров Г.Д., Кукк К.И. "Военно-промышленный комплекс"). Есть и другие свидетельства этого норматива: "Например, было очень жесткое требование руководства страны, чтобы на всех оборонных предприятиях на один рубль зарплаты производилось на один рубль гражданской продукции". - Интервью Н.А.Шахова, зам. заведующего Оборонным отделом ЦК КПСС.

До производства моделей "Тантал" выпускал детские игрушки, в том числе миниатюрные металлические танки и подобную тяжелую технику, причем, по свидетельству журналиста Ольги Протасовой (статья "Русский размер. Автопром в масштабе 1:43"), инициатором производства этих игрушек был директор завода Г.А.Умнов: "Направление масштабных моделей появилось на заводе «Тантал» с легкой руки Георгия Архиповича Умнова. Сначала предложили делать детские игрушки, с которыми в стране был не меньший дефицит, чем с любым ширпотребом. Первым появился мотоцикл «Урал», но как игрушка он не пошел — слишком тонкой оказалась работа, мотоцикл буквально рассыпался в детских руках. Начали штамповать танки. Они были грубоватыми и примитивными, зато не боялись не только грязи, но и проверки на прочность, которую им устраивали маленькие танкисты". Точной хронологии этого производства найти не удалось, но, судя по всему, игрушечные "прамодели" "Тантала" изготавливались в конце 60-х годов. Впоследствии абсолютно такие же игрушки производились саратовским же предприятием "Серп и Молот". Можно предположить, что после организации массового производства моделей автомобилей, пресс-формы боевых игрушек были переданы с "Тантала" на "Серп и Молот".
11069 - Игрушечные изделия из серии "Боевая техника", производившиеся на "Тантале" в домодельный период
Практически единственной "официальной" версией начала производства моделей на "Тантале" является информация, опубликованная в статье Юрия Пятницкого "Автомобиль на ладони", вышедшей в журнале "Техника-молодежи" в 1985 году (№ 3, сс.26-27). Эта версия такова (фрагмент статьи):

"А ведь все начиналось с "классического" ширпотреба. Раньше предприятие выпускало обычный набор - фурнитуру для шкафов, светильники, какие-то заготовки. Но однажды работники "цеха ширпотреба" подумали: почему бы не перейти на выпуск более оригинальной продукции?
Создали "мозговой центр" - специализированное конструкторское бюро. Нашли людей, увлеченных "игрушками", съездили на заводы, где познакомились с производством настоящих машин. Инженеры В.М.Митин, Д.В.Осипов, Б.Я.Басов разработали обобщенные чертежи моделей-копий в масштабе 1:43 и оснастки.
.....
Все почувствовали себя именинниками, когда в марте 1972 года была выпущена первая модель: копия малолитражки "Москвич-408". Конечно, с современными ее не сравнишь - всего девять деталей, дверцы не открываются, колеса точеные, декоративные элементы обозначены краской. И все же на областную оптовую базу "Росгалантерея" хлынул поток писем: "Где купить?" Тогда ежегодно выпускалось от силы 6 тысяч моделей, сейчас - 2 миллиона, но спрос по-прежнему превышает предложение".

Эта статья сегодня представляет собой ценный источник немногочисленных сведений о модельном производстве "Тантала", в том числе о людях, принимавших участие в его становлении, о масштабах производства, но, тем не менее, имеет и ряд неточностей или умолчаний (таких, как роль модели Dinky). На сегодняшний день наиболее вероятной версией появления в производственной программе "Тантала" моделей можно считать следующую (основанную на воспоминаниях из разных источников): директор завода Г.А.Умнов привез из-за границы знаменитую модель Москвича-408 фирмы Dinky французского производства и загорелся идеей делать такие же модели у себя. Об этой версии свидетельствуют, в частности, воспоминания студентов Саратовского государственного университета, на мехмате и физфаке которого Умнов в 60-е годы читал лекции по экономике предприятий, при этом показывая в качестве примера промышленных моделей изделие Dinky Toys. Более конкретные воспоминания называют год, в котором это происходило - 1968, в котором на "Тантале" и появилась "группа модельщиков", впоследствии оформленная в специальное конструкторское бюро (СКБ) внутри КБ "Тантала" под руководством Кожевникова, которое разрабатывало сами модели и оснастку для их производства.
11070 - Модель Москвича-408 фирмы Dinky Toys, сделанная во Франции.
Приведенная история несколько расходится с распространенным мнением о том, что модели производились под давлением вышестоящих органов, обременявших предприятия "оборонки" производством товаров широкого потребления в размере 10% от общего объема продукции. Скорее, можно предположить, что модельное производство появилось в первую очередь на энтузиазме руководителя завода, который просто вписал свою инициативу в производственный план. Кстати, что касается нормативов в 10%, они не вполне достоверны - в разные периоды в СССР производство гражданской продукции на оборонных предприятиях нормировалось по-разному и не так прямолинейно.

Но первыми моделями "Тантала" стали не "Москвичи", а модели мотоциклов. В 1969 году начинается их производство в инструментальном цехе. Первой моделью предположительно была модель мотоцикла Иж-Юпитер-2К в масштабе 1:24, выпущенная небольшой партией до 1000 штук. Позже выпускалась модель этого же мотоцикла в масштабе 1:30 и модель мотоцикла Днепр-2 в аналогичном масштабе.
11071 - Модель мотоцикла Иж-Юпитер 2К в масштабе 1:24
В 1971-ом году появляется первая модель автомобиля - "Москвича-412", первоначально имевшая номер А1 (при этом маркировка первых моделей знаменитым номером 71 А1 включает цифры, обозначющие год начала выпуска модели). Конструкторы "Тантала" ориентировались на модель Dinky, которая была в их распоряжении, но они не копировали ее, делая собственный вариант по чертежам, специально привезенным с АЗЛК. Тем не менее, можно предположить, что некоторые конструктивные решения были все-таки позаимствованы от французского изделия - единственный, и такой же как на Dinky, открывающийся элемент - капот, способ его крепления - на пластине, практически идентичное днище, которое впоследствии было изменено в пользу более достоверной и детализированной версии, аналогичные колесные диски.
11072 - Практически идентичные днища Москвичей-408 Dinky и Москвича-412 А1 первых выпусков "Тантала" свидетельствуют о некоторых заимствованиях на первом этапе производства.
Второй моделью, выпуск которой начался в 1973 году, закономерно стал "Москвич-408" (первоначально - модель А2, о чем говорила и надпись на коробках для этой модели), который выпускался с использованием тех же форм, что и модель "Москвича-412". В том же году (также предположительно) начался опытный выпуск "Москвичей" 426, 427, 433 и 434 моделей, но промышленное их производство датируется 1974 годом. На первых шести моделях, выпущенных "Танталом", в период до 1975 года маркировка "гуляла" - на приведенной выше фотографии донышка "Москвича-412" видно, что его изначальный номер был А1, а не А2, как впоследствии. Также был период маркировки моделей их артикулами (сегодня эти модели называются "артикульными") - для первых двух моделей такая маркировка применялась предположительно в 1973-1975 годах, а для "Москвичей" 426, 427, 433 и 434 моделей - в 1974-1975 годах. В 1975 году окончательно устанавливается порядок номеров на моделях - с этого года меняются местами номера А1 и А2, ранее присваивавшиеся соответственно моделям "Москвича-412" и "Москвича-408", а артикульная маркировка исчезает в пользу номерной.
11073 - Пример "артикульного" днища на модели "Москвича-434" (из коллекции автора)
Можно попытаться выделить также время, когда началось массовое производство моделей, которым, на мой взгляд, можно считать 1974 год по следующим причинам. В 1971 году, видимо, делались только пробные, опытные выпуски. В 1972 году, как свидетельствуют данные, приведенные в процитированной выше статье в "Технике-молодежи", было выпущено "от силы 6 тысяч моделей". В 1973 году начинается производство второй модели - "Москвича-408", а также готовятся к производству четыре новые модели "Москвичей"-фургонов. Массовый выпуск этих четырех моделей, в дополнение к моделям "Москвичей"-412 и 408, начинается в 1974 году и, видимо, именно в этом году производство принимает массовый характер, достаточный для поставок продукции всесоюзного масштаба. Подкреплю эту версию личным воспоминанием - артикульная модель "Москвича-434", фотография которой приведена выше, была куплена мне в 1974 или 1975 году в Алма-Ате и, скорее всего, это была модель из первой партии такого рода продукции, попавшей в наш город. Сужу об этом потому, что она продавалась в часовом магазине, где после этого никогда моделей в продаже не было (позже у нас модели продавались в сувенирно-галантерейных отделах) - очевидно, это была новая для городской торговой системы продукция, которую поначалу не знали в каких магазинах разместить. Алма-Ата в то время была столицей крупной союзной республики (четвертой в СССР по численности населения) и вряд ли такой город можно было исключить из потоков всесоюзного распределения продукции, если бы они они имелись раньше.

До конца 70-х модели производились на "Тантале", но в конце 70-х годов основное производство моделей передается из Саратова на завод "Радон" в городе Маркс Саратовской области, на тот момент входивший в состав производственного объединения "Тантал". Очевидно, причиной переноса производства на "Радон" стал недостаток производственных мощностей инструментального цеха "Тантала", где в свое время начиналось производство. Известно, что на моделях 1976 - начала 1977 годов распространена "цинковая чума", одной из причин которой мог быть именно недостаток места для готовых отливок, из-за чего их забирали на окраску не до конца остывшими, что могло стать причиной появления дефектов. Впрочем, более распространенной версией появления чумеющих моделей является засвидетельственное несколькими источниками использование для отливок вторсырья - цветного лома, в частности, старых карбюраторов. Перенос основных масштабов производства на "Радон" состоялся предположительно в 1977 году, так как на моделях, выпускавшихся в тот период, именно после 1977 года случаи "чумы" резко сокращаются. Кроме того, есть свидетельства того, что в 1977 на "Радон" уже передавалось производство разработанной на "Тантале" модели ЗАЗ-969 А16. Но в Саратове по-прежнему делали оснастку и был участок опытной сборки, где новые модели примерно полгода выпускались в тестовом режиме и устранялись всплывающие их недостатки. После этого доработанная оснастка отправлялась на Радон.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekИльяРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Wseb2net » 19 июн 2017, 15:25

ПРОИЗВОДСТВО МОДЕЛЕЙ: РАСЦВЕТ

После начала массового производства модели стали очень популярным товаром и, что по тем временам было еще более важно - не только внутри страны, но и за ее пределами. В середине 70-х годов был налажен экспорт во многие страны мира, который осуществлялся по линии ВО "Новоэкспорт". Хотя, в соответствии с некоторыми воспоминаниями, уже самые первые модели шли на экспорт в рамках поддержки экспорта советских автомобилей "Москвич". В пользу этого говорит также и то, что днища уже самых первых моделей 71 А1 были с названием модели "Москвич-412" латинскими буквами. Экспорт был в то время крайне важной и выгодной сферой деятельности, так как позволял предприятию заработать валюту, на которую за рубежом можно было закупить отсутствующее в СССР оборудование или материалы. Поэтому модели, пользовавшиеся спросом в капиталистических странах - источнике т.н. "твердой" валюты, стали активно продвигаться за границу. Внешнеторговых организаций, через которые осуществлялись такие поставки, было несколько - есть свидетельства о поставках через "Автоэкспорт" (скорее всего, это были несистемные поставки для западных автодилеров, продававших советские машины), в конце 70-х и в 80-е годы обширные каталоги саратовских моделей выпускала организация "Запчастьэкспорт", в которых давались адреса для заказов моделей через данную структуру. Еще одним ВО, с которым сотрудничал "Тантал", был "Трактороэкспорт", для которого с 1982-83 годов производились модели тракторов МТЗ-82 и ДЗ-117 в том же 43 масштабе. Но самый большой след в истории саратовских моделей оставило ВО "Новоэкспорт", которое в середине 70-х годов развернуло массовый экспорт продукции "Тантала" под своим брендом - в коробках с надписью NOVOEXPORT. Существует любопытная художественная версия того, как началось сотрудничество "Тантала" и "Новоэкспорта", приведенная в статье О. Протасовой "Русский размер. Автопром в масштабе 1:43":

"В начале 70-х при оборонке образовалась некая структура «Новоэкспорт», которая получила уникальные права собирать по всей стране ширпотреб, реализовывать его за границей, отдавая до 80% валютной выручки предприятию. Однажды на «Тантале» возник представитель «Новоэкспорта» интеллигентный армянин Ионесян. Он заявился с целым ящиком, набитым итальянскими машинками, водрузил его на стол перед директоратом и, показав на танталовского «Москвичонка», авторитетно заявил: «Ваш лучше». На что замдиректора Хромов мрачно изрек: «Вот победят в Италии коммунисты, и у них будут лучше», — на полуострове кипела очередная заварушка. По словам представителя «Новоэкспорта», наш «Москвич» превосходил зарубежные аналоги и по качеству, и по точности воспроизведения. Ионесян рассказал оборонщикам о безумных иностранных коллекционерах, которые за любые деньги купят российские модельки, о евростандарте 1:43 и пообещал продвинуть на экспорт танталовские игрушки. И продвинул".

Трудно сказать, сколько в этом разухабистом отрывке художественного вымысла и смелого полета журналистской мысли, очевидно, определенная доля правды есть, но на самом деле "Новоэкспорт" был не "некой структурой при оборонке", а внешнеторговым объединением при Министерстве внешней торговли СССР.

Справка: Всесоюзное внешнеторговое объединение (ВВО) - в СССР хозяйственная организация, созданная для осуществления торговых операций с иностранными контрагентами. В 1970 годы при Министерстве внешней торговли СССР было около 40 ВО. Министерство активно работало над наращиванием экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности, в том числе и наиболее рентабельных товаров легкой промышленности, по которым активно работали специализированные государственные внешнеторговые объединения «Разноэкспорт», «Экспортлен», «Новоэкспорт» и другие. Всесоюзные внешнеторговые объединения (ВВО) на основании и в пределах их уставов, внешнеторговых планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий осуществляли экспортные и импортные операции по определённой номенклатуре товаров и услуг, закреплённой за каждым объединением.

ВО "Новоэкспорт" занимавшееся экспортом продукции легкой промышленности, имело опыт продажи на Запад многих товаров, в том числе сувенирной продукции, включая матрешек, изделия народных промыслов и т.п., так что модели "Тантала" прекрасно вписывались в это направление. Кстати, впоследствии "Новоэкспорт" поставлял за рубеж модели не только "Тантала", но и других советских заводов, например, ГАЗа или многочисленных производителей ремейков.
11074 - Примеры рекламной продукции ВО "Новоэкспорт"
11075 - Примеры рекламной продукции ВО "Новоэкспорт"
11076 - Примеры рекламной продукции ВО "Новоэкспорт"
Логотип и надпись NOVOEXPORT появились на упаковке саратовских модедей в 1974-75 годах, но есть свидетельства того, что и до появления коробок под этим брендом на предыдущее "поколение" коробочек наклеивались надписи NOVOEXPORT, то есть, данная организация наладила экспорт за рубеж саратовской продукции еще в начале 70-х. Можно также предположить, что переход упаковки моделей с прежних неврачных коробочек, которые делались на Саратовском печатном комбинате, на яркие полноцветные глянцевые коробки, печатавшиеся на Ленинградском комбинате цветной печати, тоже был связан с началом массовых поставок моделей в западные страны по линии "Новоэкспорта", так как ЛКЦП был в середине 70-х едва ли единственным полиграфическим комбинатом СССР, имевшим новейшее западное оборудование, позволяющее делать высококачественную упаковку для экспортного товара.

Справка: Ленинградский комбинат цветной печати (ЛКЦП), предприятие с почти двухвековой историей, закончившейся в 2004 году, основной продукцией которого были игральные карты, что отражено в дореволюционных названиях:

1817 - 1860 - Карточная фабрика при Александровской мануфактуре;
1860 - 1917 - Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме;
1918 - 1919, 1922 - 1935 - Государственная карточная фабрика;
1935 - 1958 - Вторая художественная литография;
1958 - 1964 - Третья фабрика офсетной печати;
1964 - 1967 - Ленинградская фабрика офсетной печати № 3;
1968 - 1992 - Ленинградский комбинат цветной печати;
1992 - 2004 - Комбинат Цветной Печати.

В 1817 г. император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. До этого карты ввозились из-за границы. Пошлина на ввоз шла на нужды Воспитательного дома. Инициатива создания Карточной фабрики принадлежит управляющему Александровской мануфактурой Александру Яковлевичу Вильсону. В советское время ЛКЦП также был знаменит производством игральных карт (т.н."атласных"), а также открыток, календариков и другой красочной полноцветной продукции. Комбинат располагался по адресу: пр. Обуховской обороны, 110/Карточный переулок 2х. В 2004 году КЦП прекратил свое существование. В 2006 году большая часть зданий была выведена из списка охраняемых и снесена. Осталось единственное здание главного корпуса, территория вокруг которого будет застроена жилым комплексом компанией ЛенСпецСМУ.


Исчезновение новоэкспортовской символики с упаковки моделей в конце 70-х годов связано с переходом их экспорта к другой структуре - ВО "Запчастьэкспорт". В зарубежных торговых сетях модели "Тантала" появились в середине 70-х годов - ориентировочно, в 75-76. Стоимость моделей была отнюдь не демпинговой, их цена примерно соответствовала ценам в СССР при конвертации по официальному курсу. Например, в немецких магазинах в начале 80-х годов "Москвичи" и "Жигули" стоили по 16,5 марок, "Волги" - 24,5, "Чайки" и РАФы - по 28,5 марок. В Голландии модели "Москвичей" в середине 70-х годов продавались по 15 гульденов. Пожалуй, наиболее успешно экспорт моделей шел во Францию, на волне поддержки активно экспортировавшихся в эту страну настоящих автомобилей. До сих пор больше всего советских моделей можно встретить именно во французском сегменте интернет-ауциона e-bay. Более того, на волне успеха во Франции настоящих "Нив" ВАЗ-2121, некоторые французские фирмы стали самостоятельно проводить конверсии саратовских моделей. Так, во Франции настоящие "Нивы" использовались пожарными (саперными) частями и французская фирма GEMI делала конверсии модели А20 под служебные "Нивы" саперных частей некоторых регионов, где они использовались - Pompiеrs de Bormes, Pompiеrs de Les Arcs, Pompiеrs de Hyeres. Предоложительно та же фирма делала конверсии саратовских "Нив" в модели машин, участовавших в ралли-рейде Париж-Дакар по заказу французского дилера ВАЗа фирмы Poch (произносится как "Пок").

В период расцвета модельного производства, в середине 80-х, продукция "Тантала" экспортировалась примерно в 40 стран мира, включая такие экзотические для СССР, как Панама или Япония. Высокий внутренний и внешний спрос привел к резкому росту объемов производства. Одним из наиболее интересующих коллекционеров вопросов до сих пор остаются тиражи выпускавшихся "Танталом" моделей, оценить которые практически невозможно - существуют только примерные прикидки наиболее редких моделей - таких, как А38 или А16, объемы выпуска которых оцениваются в воспоминаниях сотрудников величиной в 500-1000 штук. Что же касается общих объемов производства моделей, то их можно оценивать только косвенно, на основе публиковавшихся в то время статей о предприятии и его модельном производстве. Практически единственным доступным источником информации такого рода являются статьи журналиста Юрия Пятницкого, опубликовавшего в середине 80-х годов несколько материалов в различных изданиях на тему модельного производства "Тантала".

Так, в газетной публикации "Путешествие... на ладони. В Саратове создано 10 миллионов оригинальных автомоделей" приводятся данные о совокупном объеме производства за 10 лет в количестве 10 миллионов моделей. Если учесть, что в первые годы объем выпуска ограничивался несколькими тысячами штук в год, можно предположить, что к началу 80-х производство вышло на уровень более миллиона штук в год. В другой статье Пятницкого - "Автомобиль на ладони" в журнале "Техника-молодежи" (№3, 1985 год), фигурируют уже более конкретные данные и говорится о том, что "сейчас" выпускается два миллиона моделей в год. Однако сопоставление этих двух статей между собой дает еще большее число: так, в "Путешествии на ладони" говорится о том, что за 10 лет было выпущено 10 миллионов, а в "Автомобиле на ладони" приводятся данные о выпуске за 12 лет уже 18 миллионов моделей. Таким образом, получается, что за два года, прошедшие между написанием этих статей, было выпущего 8 миллионов моделей, а годовой объем производства достигал 4 миллионов штук. Так или иначе, можно оценить объемы выпуска в середине 80-х годов, которые были пиком расцвета модельного производства, величиной от двух до четырех миллионов штук в год. Номенклатура выпускаемых моделей к этому времени также существенно расширилась с первоначальных нескольких моделей "Москвичей" и включала большую часть известного сегодня ассортимента, в том числе все версии спецмашин, правительственных лимузинов и Руссо-Балтов. Одновременно происходило повышение сложности и копийности осваиваемых моделей, в которых становилось все больше деталей и открывающихся элементов.
11077 - Примеры моделей "Тантала", освоенных к середине 80-х годов (из коллекции автора)
Производство столь массового масштаба имело соответствующие технологии. Разработка моделей - всех, кроме Руссо-Балтов осуществлялась по заводским чертежам. Все размеры пересчитывались в 43-й масштаб с огромных чертежей автозаводов, что обеспечивало саратовским моделям точную геометрию. Производство на большинстве этапов было автоматизированным, основной объем ручной работы приходился на сборку (на сложных моделях включавшей более 300 операций), на которой было занято большое количество персонала: "Десятки девушек в белых халатах с молоточками, отвертками и пинцетами работают на сборке моделей" (Ю.Пятницкий. "Путешествие... на ладони"). В самом СКБ работали около 25 человек. Производственный процесс шел в нескольких цехах - в литейном цехе несколько автоматов отливали металлические детали - кузова, дверцы, крышки багажников и моторных отсеков. В цехе литья пластмассовых изделий также автоматы отливали пластиковые детали, которые покрывались "хромом" в другом цехе - гальванопластики, также в автоматизированном режиме.

Современное производство в 2000-е годы осуществлялось в значительно меньших объемах - так, в репортаже 2010 года саратовской телекомпании "Телеобъектив" с завода в Марксе говорится о том, что количество выпускаемых моделей примерно в десять раз уступает тому, которое было в советское время. В 2010 году, по словам корреспондента, производилось примерно 20000 моделей в месяц, то есть, порядка 240 тысяч в год. Приведенные в этом репортаже данные позволяют также уточнить и советские объемы производства. Получается, что в советский период, в пик производства в 80-е годы выпускалось около 2,5 миллионов штук в год, что совпадает с приведенными выше оценками. Также можно заметить, что в такой же, примерно десятикратной пропорции уменьшилась численность сборщиц на производстве - если в статье Ю.Пятницкого говорилось о "десятках девушек" на сборке, то в репортаже 2010 года видно, что сборкой занимается несколько человек, то есть, уменьшение численности персонала также соответствует десятикратному снижению объемов производства.

Надо отметить, что в советское время основной проблемой в создании моделей было отсутствие сложных копировально-фрезерных прецизионных станков, с помощью которых можно было изготавливать качественные пресс-формы. Именно отсутствие таких станков для нужд "несерьезного" игрушечного производства вызвало решение Министерства легкой промышленности СССР о закупке за рубежом готовых пресс-форм разорившихся Mebetoys и Politoys для производства ремейков, так как это было более дешевым и простым решением. Модельное же производство "Тантала", с самого начала ориентированное на экспорт, позволило за счет валютных поступлений закупить такие станки и с их помощью самостоятельно производить пресс-формы для оригинальных моделей. Пресс-формы делались из жаропрочной легированной стали, имели до нескольких десятков элементов, которые должны были идеально стыковаться. В общем, производство моделей на "Тантале" в то время было вполне передовым и практически самодостаточным, причем оно не стояло на месте и развивалось - так, в нескольких публикациях говорится о том, что имелись намерения по внедрению робототехники.

Говоря о модельном производстве "Тантала", нельзя не сказать о людях, которые на нем работали, и сведений о которых очень мало. Из публикаций в прессе можно составить небольшой список сотрудников "Тантала", конструировавших и создававших модели:

Кожевников Сергей Андреевич - руководитель СКБ, "отец советсткого модельного производства", энтузиаст, под руководством которого было создано большинство моделей "Тантала" вплоть до "Нивы" А20, ставшей вершиной советского автомодельного производства.

Юрченко Александр Владимирович - инженер-конструктор, принимавший участие в разработке практически всех моделей "Тантала" в 1979-1992 годах. Полностью разработал следующие модели "Тантала" - прицеп "Скиф", Руссо-Балт Лимузин-Берлин, РАФ "Скорая помощь", ВАЗ-2109.

Ватрушев Владимир Петрович - начальник конструкторско-производственного отдела в начале 80-х, впоследствии (в 2000-е годы) вице-президент по инструментальному и механическому производству ОАО "Тантал".

Красников О.В. - начальник конструкторско-производственного отдела с середины 80-х.

Митин В.М., Осипов Д.В., Басов Б.Я. - инженеры-конструкторы с начала 70-х годов.

Агапов Борис Егорович - бригадир участка по производству пресс-форм.

Карпова В.И. - старший инженер-технолог.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekИльяРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Wseb2net » 19 июн 2017, 15:30

ОСНОВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ПРОИЗВОДСТВА МОДЕЛЕЙ НА ПО "ТАНТАЛ"


1975 год - разработка моделей "Москвич-403" (А7), "Москвич-412 ГАИ" (А8), ВАЗ-2101 (А9), ВАЗ 2102 (А11).

1975-1976 годы - производство декальных моделей. В эти годы возникла идея разнообразить ассортимент за счет моделей специализированных автомобилей (скорая помощь, милиция, медслужба и пр.) и были заказаны декали для такого производства, однако к моменту их изготовления и доставки на завод "концепция изменилась" и было принято решение расширять ассортимент за счет выпуска принципиально новых моделей. Большая часть заказанных декалей разошлась по своим людям, однако некоторое количество декалей было использовано по прямому назначению и были выпущены серийные модели с декалями, хотя и в небольших количествах. Декали для моделей "Тантала" производились киевским ГППО "Заря".

1976 год - начало серийного производства моделей "Москвич-403" (А7), "Москвич-412 ГАИ" (А8), ВАЗ-2101 (А9), ВАЗ 2102 (А11), а также модели Москвич-412 Иж (А10). Также в этим годом предположительно датируется начало производства более качественных коробок для моделей в Ленинграде, на Ленинградском комбинате цветной печати (мелкая надпись ЛКЦП имеется на большинстве коробок основного периода производства моделей на "Тантале"). До этого коробки делались в Саратове, но их качество перестало устраивать руководство СКБ и была достигнута договоренность с ЛКЦП. При этом все коробки без исключения разрабатывались саратовскими художниками "Тантала".

1976-1978 годы - разработка и попытка производства модели ЗАЗ-968 (А16). Приведу наиболее распространенную версию истории этой модели, гуляющей по разным форумам. В отделении КБ "Тантала", которым руководил Натан Рабинович, была предпринята попытка разработать свою модель ("Запорожца" ЗАЗ-968) - на фоне успеха моделей СКБ Кожевникова. В 1977 году модель, получившая номер А16, запускается в производство. Но после выпуска небольшого тиража (500-1000 штук) пресс-формы дна модели ломаются, так как КБ Рабиновича не имело опыта, уже накопленного СКБ в части разработки оснастки. Поэтому пресс-формы не выдержали производственных маштабов. Тем не менее, модель А16 считается серийной на основании следующих фактов: у нее был собственный артикул для системы советской торговли; партия моделей со штампом ОТК поступала на склад "Тантала"; модель, пройдя обкатку на "Тантале", была передана для массового производства на "Радон".

1977 год - начало производства моделей "Иж-Комби" (А12), ВАЗ-2101 ГАИ (А17), "Москвич-пикап" (А19).

1978 год - начало производства "олимпийских" моделей - моделей с тамповками символики Московской Олимпиады-80 (изображение талисмана Олимпиады - мишки, надписи "XXII Москва-80", эмблема Олимпиады в виде стилизованной кремлевской башни с олимпийскими кольцами). "Тантал" получил официальный документ - диплом оргкомитета Олимпиады-80 на право производство изделий с олимпийской символикой. "Олимпийские" модели продавались по существенно повышенной цене (например, обычная модель "Москвича" стоила 3 рубля 50 копеек, а "олимпийская" - 5 рублей 10 копеек), наценка шла на финансирование строительства олимпийских объектов. Для "олимпийских" моделей были предусмотрены специальные коробки с олимпийскими элементами в оформлении, выпуск как моделей, так и коробок продолжался три года - с 1978 по 1980 годы. Есть свидетельства, что в число первых тампованных олимпийской символикой моделей вошли также и изделия, выпущенные еще в 1977 году.

1978 год - начало производства моделей "Чайки" ГАЗ-13 (А15), "Волг" ГАЗ-2402 (А13) и ГАЗ-24 (А14), РуссоБалта С24/40 Торпедо (А22); окончание производства моделей "Москвич-412" Иж (А10) и ЗАЗ-968 (А16).

1979 год - начало выпуска модели RAF-2203 (А18).

1980 год - начало производства моделей RAF-2907 (А21), ВАЗ-2121 "Нива" (А20), ГАЗ -2402 "Эскорт" (А23), ГАЗ-2402 "Скорая помощь" (А24), ГАЗ-24 ГАИ (А26),электрифицированной модели "Чайки" ГАЗ-13; окончание производства модели RAF-2907 (А21).

1981 год - начало производства моделей УАЗ-469 (А34), П1 Полуприцепа "Скиф"-М для модели ВАЗ-2121.

1982 год - начало производства моделей ЗиЛ-117 (А31), Руссо-Балт С24/30 ландоле (А35), Руссо-Балт С24/30 дубль-фаэтон (А36), Руссо-Балт С24/40 лимузин-берлин (А37), МТЗ-82 "Беларусь" (Т-1).

1983 год - начало производства модели RAF-патрульная (А25), ВАЗ-2105 (А39), УАЗ-452В (А41), ДЗ-117 Т-130 (Т-2); окончание производства модели "Москвича-403". Появление на днищах моделей надписи "Made in USSR".

1984 год - начало производства модели ВАЗ-2107 (А40),

1985 год - начало производства модели ЗиЛ-115 (А42). Производство моделей с тамповками символики XII Фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 27 июля по 3 августа 1985 года. Вторая серийная тамповка, с которой модели "Тантала" продавались в магазинах.

1986 год - начало производства модели ГАЗ-3102 "Волга" (А38). Прекращение нумерации моделей. Отмена номеров стала следствием сложности добавления номеров на модификации моделей, для чего было необходимо менять прессформу дна. Это было невыгодно и хлопотно. Отмена нумерации только началась в 1986 году, но и после этого года производство номерных моделей шло некоторое время, так как этот процесс был неравномерным для отдельных моделей. Кроме того, на заводе иногда оставались партии произведенных донышек, которые могли ставиться и годы спустя после окончания "номерной эры" на фактически постномерные модели. Такие примеры встречаются и в конце 80-х, и даже, у некоторых моделей, в 90-е годы (например, модель ЗиЛ-117 начала вновь выпускаться с номерными днищами в 1992 году и это продолжалось до середины 90-х).

1988 год -начало производства модели ГАЗ-А.

1989 год - начало производства модели ВАЗ-2108. Появление первых моделей с тамповкой "400 лет Саратову", хотя сам юбилей отмечался в 1990 году. Попытка запуска в производство пластиковых моделей, вызванная перебоями с поставками металла.

1990 год - начало производства моделей "Москвич-2141" и ВАЗ-2109.

1991 год - начало производства модели прицепа КП-2-48 (полевая кухня) для УАЗ-469, МТЗ-82, прицепа ГАЗ-704 для тех же моделей.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekИльяРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 25546
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 107380 раз
Карма: +10/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Sanek » 19 июн 2017, 17:26

Цена 7 руб. 20 копеек :drink:
11084 - Автомобили-копии производства СССР
11085 - Автомобили-копии производства СССР
11086 - Автомобили-копии производства СССР
11080 - Автомобили-копии производства СССР
11081 - Автомобили-копии производства СССР
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 4):
Wseb2netИльяРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Wseb2net » 19 июн 2017, 17:38

Модельный ряд был большой. "Волги" в разных вариациях:
11092 - Автомобили-копии производства СССР
11087 - Автомобили-копии производства СССР
11088 - Автомобили-копии производства СССР
11090 - Автомобили-копии производства СССР
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekИльяРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekИльяРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 3):
SanekИльяГоша
Рейтинг: 25%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Wseb2net » 19 июн 2017, 17:45

По-моему вся номенклатура тогдашнего автопрома СССР...
11105 - Автомобили-копии производства СССР
11104 - Автомобили-копии производства СССР
11107 - Автомобили-копии производства СССР
11106 - Автомобили-копии производства СССР
11109 - Автомобили-копии производства СССР
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
Sanekиван777444333ИльяГоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Илья
Младший лейтенант
Младший лейтенант
Сообщения: 507
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 1438 раз
Карма: +0/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Илья » 19 июн 2017, 19:47

Хорошая подборка для ценителей .
За это сообщение автора Илья поблагодарили (всего 4):
иван777444333SanekРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Scirocco
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 880
Зарегистрирован: 12 янв 2017
Поблагодарили: 4174 раза
Карма: +2/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Scirocco » 19 июн 2017, 21:15

И 99% этого автопарка есть в нашем музее.)))
За это сообщение автора Scirocco поблагодарили (всего 5):
иван777444333ИльяSanekLumenГоша
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 25546
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 107380 раз
Карма: +10/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Sanek » 20 июн 2017, 08:09

Scirocco писал(а):
19 июн 2017, 21:15
И 99% этого автопарка есть в нашем музее.)))
В натуре или в моделях? :wink:
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 3):
LumenРост76Гоша
Рейтинг: 25%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 12611
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 70610 раз
Карма: +11/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Lumen » 20 июн 2017, 08:52

Sanek писал(а):
20 июн 2017, 08:09
В натуре или в моделях?
Раз музей как думаешь?
За это сообщение автора Lumen поблагодарил:
Гоша
Рейтинг: 8.33%
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Scirocco
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 880
Зарегистрирован: 12 янв 2017
Поблагодарили: 4174 раза
Карма: +2/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Scirocco » 20 июн 2017, 12:16

Sanek писал(а):
20 июн 2017, 08:09
В натуре или в моделях? :wink:
Есть дубль. Все сдублировано в масштабах 1:1 и 1:43. Музей фактически начался с коллекционирования его учредителем в 70-80 гг СССР овских моделек в масштабе 1:43 и главное, вся коллекция сохранена и находится в музее.
За это сообщение автора Scirocco поблагодарили (всего 4):
иван777444333SanekLumenГоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 25546
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 107380 раз
Карма: +10/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Sanek » 20 июн 2017, 16:01

Scirocco писал(а):
20 июн 2017, 12:16
Есть дубль. Все сдублировано в масштабах 1:1 и 1:43. Музей фактически начался с коллекционирования его учредителем в 70-80 гг СССР овских моделек в масштабе 1:43 и главное, вся коллекция сохранена и находится в музее.
Неплохой путь - от машинок к машинам :drink:
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 3):
иван777444333LumenГоша
Рейтинг: 25%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Илья
Младший лейтенант
Младший лейтенант
Сообщения: 507
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 1438 раз
Карма: +0/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Илья » 20 июн 2017, 18:09

Если настоящие то это круто .
За это сообщение автора Илья поблагодарили (всего 4):
Lumenиван777444333Рост76Гоша
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 25546
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 107380 раз
Карма: +10/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Sanek » 24 фев 2018, 12:42

Илья писал(а):
20 июн 2017, 18:09
Если настоящие то это круто
Конечно настоящие! Тут тема есть про запорожский музей, там много чего!
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 2):
иван777444333Гоша
Рейтинг: 16.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Bikini
Полковник
Полковник
Сообщения: 7600
Зарегистрирован: 30 июн 2017
Поблагодарили: 26191 раз
Карма: +2/-0

Автомобили-копии производства СССР

Где Bikini » 28 окт 2019, 14:42

Машинки за десятки тысяч: почему коллекционеры охотятся за модельками времен СССР

Возможно кто-то из читателей в детстве был счастливым обладателем масштабных моделей отечественных автомобилей. Тогда это были игрушки, а сейчас — коллекционные редкости, за которые платят тысячи и даже десятки тысяч рублей.

Масштабные копии автомобилей, появившиеся как сувениры или игрушки, постепенно стали ещё и предметами для собирания. Естественно, увлечённые коллекционеры хотят завладеть наиболее ценными экземплярами, то есть теми, которые или выпущены ограниченным тиражом, или давно сняты с производства. А лучше и то, и другое одновременно.
78668 - Два месяца назад этот универсал ГАЗ-24-02 «Волга» продали на интернет-аукционе за 90 000 рублей (фото А78 / redkie.ru)
В нашей стране многие питают особые чувства к автомобилям, выпущенным в советское время, и к их уменьшенным копиям. Здесь перемешалась и ностальгия, и традиционное «раньше было лучше», и статус раритета, до которого уже успели дожить многие большие и маленькие машины.
78669 - «Олимпийский» РАФ-2907 выставлен на продажу за 170 000 рублей, покупатель на модель пока не нашёлся (фото Genadijs525 / newauction.ru)
Началом эры советских масштабных моделей можно считать 1969 год, когда ПО «Тантал», расположенное в Саратовской области, изготовило первые машинки. А уже в 1971 году выпустили первую уменьшенную копию в наиболее популярном масштабе 1:43 — «Москвич-412». Ныне он известен как «цельнолитой»: кузов, решетка радиатора, фары и бампер являются единой деталью, а детализацию придают имитация кузовных зазоров и окраска передка «серебрянкой». Также присутствует и салон, который можно разглядеть через стекла. Открывается только капот, под которым располагается макет двигателя. Цена в 3 рубля 50 копеек, выбитая, как в то время было принято, на дне модели, многократно выросла за эти годы, и сегодня за такой «Москвич» в зависимости от состояния могут просить и 20 и 200 тысяч рублей. За такие деньги вполне можно купить «живой» полноразмерный аналог. Возможно, даже не один.
78670 - Цельнолитой «Москвич-412»
Позднее технология производства «четыреста двенадцатого» немного изменилась: решетка радиатора и бампер стали отдельной деталью, присоединяемой к кузову. Также модель стала «номерной», приобретя заводское обозначение А1 — именно номерные модели с оригинальной упаковкой сейчас особенно ценятся коллекционерами. В остальном конструкция такого «Москвича» аналогична предыдущему образцу.
78671 - Этот «Москвич-412» 1975 года был продан на интернет-аукционе за 20 тысяч рублей (фото ford600 / newauction.ru)
Следующая любимая коллекционерами модель — выпущенный в 1975 году «Москвич-403» под номером А7. Конструкция автомобиля изменилась: капот отлит вместе с кузовом, но появилась возможность открыть передние двери и крышку багажника, в котором располагалось запасное колесо. Модель не отличается экстремальной редкостью, но считается очень ценной (стоимость — до 20 тысяч рублей), а за первые образцы с серебристой эмблемой на капоте и вовсе просят запредельные суммы.
78672 - «Москвич-403» с заводским индексом А7 (фото Ophicus / newauction.ru)
Не осталась без внимания и продукция Волжского автозавода. В том же 1975 году стартовало производство модели автомобиля ВАЗ-2101 с индексом А9. Двери были неподвижными, но появилась возможность заглянуть в багажник и под капот. Разобрать конструкцию стало возможно только при демонтаже макета двигателя (при котором он, скорее всего, сломается).
78673 - ВАЗ-2101 с заводским индексом А9 (фото komansky / redkie.ru)
Номер А10 присвоили модели Москвич-412, но производства ижевского, а не московского завода. Машина практически не отличается внешне от модели АЗЛК под индексом А2, чего не скажешь о цене. Из-за выпуска в 1975-1979 годах небольшим тиражом машина очень ценная и дорогая. Продавцы просят за нее до 30 тысяч рублей.
78674 - Эту модель «Москвича-412» продали на интернет-аукционе за 26 302 рубля (фото Омельянов Сергей / redkie.ru)
Очередным важным этапом стала запущенная в 1978 году первая масштабная копия автомобиля ГАЗ, а именно универсала ГАЗ-24-02 «Волга» с индексом А13. Вслед за ней в серию пошел седан ГАЗ-24 (А14). Детализация вышла на новый уровень: открывались все двери, капот и багажник, а коробка передач, карданный вал и задний мост с рессорами вместо штамповки на единой детали днища обрели вид отдельных элементов.
78675 - Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга», выпущенная в 1980 году (фото komansky / redkie.ru)
В конце семидесятых вышла в свет и модель самого престижного горьковского автомобиля — ГАЗ-13 «Чайка» А15. Что интересно, в модели снова было упрощенное цельноштампованное днище, а капот перестал открываться. Однако в салон и багажник доступ оставили. Престижность модели придавало существование электрифицированного варианта с горящими фарами и фонарями.
78676 - Электрифицированный вариант «Чайки» ГАЗ-13. Две плоские батарейки размещены в багажнике (фото su-company / newauction.ru)
Также достойна внимания ВАЗ-2121 «Нива» под номером А20, появившаяся в 1980 году. У нее было не только детализированное днище и открывающиеся двери, капот и багажник на манер «Волги», но и работающая подвеска в компании с поворачивающимися колесами. То есть именно эта копия больше остальных походила на автомобиль. Ее любят и ценят до сих пор, а за образцы ранних серий придется выложить около 20 тысяч рублей.
78677 - Модель «Нивы» с индексом А20 (фото model-car.ru)
Основатель «Клуба любителей моделей автомобилей» Вконтакте Дмитрий Данилов считает, что ценность советских номерных масштабных моделей складывается не только из года выпуска и тиража, но и качества исполнения, детализации моделей (в более поздних чаще всего постепенно отказываются от открывающихся дверей, капотов, багажников и детализированного днища), а также порой искусственной инфляции, созданной самими коллекционерами. Поэтому он отмечает, что понравившуюся модель вполне возможно отыскать за адекватную цену, нужно только запастись большим количеством терпения.

Кроме того, если цель покупки модели лишь в получении эстетического удовольствия, можно присмотреться к «постномерным» моделям, выпущенным приблизительно с 1987 по 1993 год, которые утратили свой индекс, но сохранили качество исполнения и детализацию. Позднее как раз и начался период упрощения. Из моделей исчезал хром, подвижные части, и даже качество металла ухудшалось, из-за чего встречалась так называемая «цинковая чума», заставляющая кузова буквально разваливаться.
78678 - Номерная модель автомобиля УАЗ-452В выставлена на продажу за 3550 рублей (фото komansky / redkie.ru)
Конечно, современные лимитированные модели автомобелй тоже иногда предлагаются за десятки тысяч рублей. Но всё-таки осознание того, что вон той маленькой, но симпатичной «машинке времени» уже перевалило за 30 или 40 лет, греет душу намного сильнее, настолько, что в свое любимое увлечение люди готовы вкладывать буквально все силы, деньги и время. (с) wroom.ru
За это сообщение автора Bikini поблагодарили (всего 3):
Рост76SanekГоша
Рейтинг: 25%
Есть много желающих убивать за деньги, но нет ни одного желающего умирать за деньги...


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Наземная техника»