ПРОИЗВОДСТВО МОДЕЛЕЙ: РАСЦВЕТ
После начала массового производства модели стали очень популярным товаром и, что по тем временам было еще более важно - не только внутри страны, но и за ее пределами. В середине 70-х годов был налажен экспорт во многие страны мира, который осуществлялся по линии ВО "Новоэкспорт". Хотя, в соответствии с некоторыми воспоминаниями, уже самые первые модели шли на экспорт в рамках поддержки экспорта советских автомобилей "Москвич". В пользу этого говорит также и то, что днища уже самых первых моделей 71 А1 были с названием модели "Москвич-412" латинскими буквами. Экспорт был в то время крайне важной и выгодной сферой деятельности, так как позволял предприятию заработать валюту, на которую за рубежом можно было закупить отсутствующее в СССР оборудование или материалы. Поэтому модели, пользовавшиеся спросом в капиталистических странах - источнике т.н. "твердой" валюты, стали активно продвигаться за границу. Внешнеторговых организаций, через которые осуществлялись такие поставки, было несколько - есть свидетельства о поставках через "Автоэкспорт" (скорее всего, это были несистемные поставки для западных автодилеров, продававших советские машины), в конце 70-х и в 80-е годы обширные каталоги саратовских моделей выпускала организация "Запчастьэкспорт", в которых давались адреса для заказов моделей через данную структуру. Еще одним ВО, с которым сотрудничал "Тантал", был "Трактороэкспорт", для которого с 1982-83 годов производились модели тракторов МТЗ-82 и ДЗ-117 в том же 43 масштабе. Но самый большой след в истории саратовских моделей оставило ВО "Новоэкспорт", которое в середине 70-х годов развернуло массовый экспорт продукции "Тантала" под своим брендом - в коробках с надписью NOVOEXPORT. Существует любопытная художественная версия того, как началось сотрудничество "Тантала" и "Новоэкспорта", приведенная в статье О. Протасовой "Русский размер. Автопром в масштабе 1:43":
"В начале 70-х при оборонке образовалась некая структура «Новоэкспорт», которая получила уникальные права собирать по всей стране ширпотреб, реализовывать его за границей, отдавая до 80% валютной выручки предприятию. Однажды на «Тантале» возник представитель «Новоэкспорта» интеллигентный армянин Ионесян. Он заявился с целым ящиком, набитым итальянскими машинками, водрузил его на стол перед директоратом и, показав на танталовского «Москвичонка», авторитетно заявил: «Ваш лучше». На что замдиректора Хромов мрачно изрек: «Вот победят в Италии коммунисты, и у них будут лучше», — на полуострове кипела очередная заварушка. По словам представителя «Новоэкспорта», наш «Москвич» превосходил зарубежные аналоги и по качеству, и по точности воспроизведения. Ионесян рассказал оборонщикам о безумных иностранных коллекционерах, которые за любые деньги купят российские модельки, о евростандарте 1:43 и пообещал продвинуть на экспорт танталовские игрушки. И продвинул".
Трудно сказать, сколько в этом разухабистом отрывке художественного вымысла и смелого полета журналистской мысли, очевидно, определенная доля правды есть, но на самом деле "Новоэкспорт" был не "некой структурой при оборонке", а внешнеторговым объединением при Министерстве внешней торговли СССР.
Справка: Всесоюзное внешнеторговое объединение (ВВО) - в СССР хозяйственная организация, созданная для осуществления торговых операций с иностранными контрагентами. В 1970 годы при Министерстве внешней торговли СССР было около 40 ВО. Министерство активно работало над наращиванием экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности, в том числе и наиболее рентабельных товаров легкой промышленности, по которым активно работали специализированные государственные внешнеторговые объединения «Разноэкспорт», «Экспортлен», «Новоэкспорт» и другие. Всесоюзные внешнеторговые объединения (ВВО) на основании и в пределах их уставов, внешнеторговых планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий осуществляли экспортные и импортные операции по определённой номенклатуре товаров и услуг, закреплённой за каждым объединением.
ВО "Новоэкспорт" занимавшееся экспортом продукции легкой промышленности, имело опыт продажи на Запад многих товаров, в том числе сувенирной продукции, включая матрешек, изделия народных промыслов и т.п., так что модели "Тантала" прекрасно вписывались в это направление. Кстати, впоследствии "Новоэкспорт" поставлял за рубеж модели не только "Тантала", но и других советских заводов, например, ГАЗа или многочисленных производителей ремейков.
Логотип и надпись NOVOEXPORT появились на упаковке саратовских модедей в 1974-75 годах, но есть свидетельства того, что и до появления коробок под этим брендом на предыдущее "поколение" коробочек наклеивались надписи NOVOEXPORT, то есть, данная организация наладила экспорт за рубеж саратовской продукции еще в начале 70-х. Можно также предположить, что переход упаковки моделей с прежних неврачных коробочек, которые делались на Саратовском печатном комбинате, на яркие полноцветные глянцевые коробки, печатавшиеся на Ленинградском комбинате цветной печати, тоже был связан с началом массовых поставок моделей в западные страны по линии "Новоэкспорта", так как ЛКЦП был в середине 70-х едва ли единственным полиграфическим комбинатом СССР, имевшим новейшее западное оборудование, позволяющее делать высококачественную упаковку для экспортного товара.
Справка: Ленинградский комбинат цветной печати (ЛКЦП), предприятие с почти двухвековой историей, закончившейся в 2004 году, основной продукцией которого были игральные карты, что отражено в дореволюционных названиях:
1817 - 1860 - Карточная фабрика при Александровской мануфактуре;
1860 - 1917 - Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме;
1918 - 1919, 1922 - 1935 - Государственная карточная фабрика;
1935 - 1958 - Вторая художественная литография;
1958 - 1964 - Третья фабрика офсетной печати;
1964 - 1967 - Ленинградская фабрика офсетной печати № 3;
1968 - 1992 - Ленинградский комбинат цветной печати;
1992 - 2004 - Комбинат Цветной Печати.
В 1817 г. император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. До этого карты ввозились из-за границы. Пошлина на ввоз шла на нужды Воспитательного дома. Инициатива создания Карточной фабрики принадлежит управляющему Александровской мануфактурой Александру Яковлевичу Вильсону. В советское время ЛКЦП также был знаменит производством игральных карт (т.н."атласных"), а также открыток, календариков и другой красочной полноцветной продукции. Комбинат располагался по адресу: пр. Обуховской обороны, 110/Карточный переулок 2х. В 2004 году КЦП прекратил свое существование. В 2006 году большая часть зданий была выведена из списка охраняемых и снесена. Осталось единственное здание главного корпуса, территория вокруг которого будет застроена жилым комплексом компанией ЛенСпецСМУ.
Исчезновение новоэкспортовской символики с упаковки моделей в конце 70-х годов связано с переходом их экспорта к другой структуре - ВО "Запчастьэкспорт". В зарубежных торговых сетях модели "Тантала" появились в середине 70-х годов - ориентировочно, в 75-76. Стоимость моделей была отнюдь не демпинговой, их цена примерно соответствовала ценам в СССР при конвертации по официальному курсу. Например, в немецких магазинах в начале 80-х годов "Москвичи" и "Жигули" стоили по 16,5 марок, "Волги" - 24,5, "Чайки" и РАФы - по 28,5 марок. В Голландии модели "Москвичей" в середине 70-х годов продавались по 15 гульденов. Пожалуй, наиболее успешно экспорт моделей шел во Францию, на волне поддержки активно экспортировавшихся в эту страну настоящих автомобилей. До сих пор больше всего советских моделей можно встретить именно во французском сегменте интернет-ауциона e-bay. Более того, на волне успеха во Франции настоящих "Нив" ВАЗ-2121, некоторые французские фирмы стали самостоятельно проводить конверсии саратовских моделей. Так, во Франции настоящие "Нивы" использовались пожарными (саперными) частями и французская фирма GEMI делала конверсии модели А20 под служебные "Нивы" саперных частей некоторых регионов, где они использовались - Pompiеrs de Bormes, Pompiеrs de Les Arcs, Pompiеrs de Hyeres. Предоложительно та же фирма делала конверсии саратовских "Нив" в модели машин, участовавших в ралли-рейде Париж-Дакар по заказу французского дилера ВАЗа фирмы Poch (произносится как "Пок").
В период расцвета модельного производства, в середине 80-х, продукция "Тантала" экспортировалась примерно в 40 стран мира, включая такие экзотические для СССР, как Панама или Япония. Высокий внутренний и внешний спрос привел к резкому росту объемов производства. Одним из наиболее интересующих коллекционеров вопросов до сих пор остаются тиражи выпускавшихся "Танталом" моделей, оценить которые практически невозможно - существуют только примерные прикидки наиболее редких моделей - таких, как А38 или А16, объемы выпуска которых оцениваются в воспоминаниях сотрудников величиной в 500-1000 штук. Что же касается общих объемов производства моделей, то их можно оценивать только косвенно, на основе публиковавшихся в то время статей о предприятии и его модельном производстве. Практически единственным доступным источником информации такого рода являются статьи журналиста Юрия Пятницкого, опубликовавшего в середине 80-х годов несколько материалов в различных изданиях на тему модельного производства "Тантала".
Так, в газетной публикации "Путешествие... на ладони. В Саратове создано 10 миллионов оригинальных автомоделей" приводятся данные о совокупном объеме производства за 10 лет в количестве 10 миллионов моделей. Если учесть, что в первые годы объем выпуска ограничивался несколькими тысячами штук в год, можно предположить, что к началу 80-х производство вышло на уровень более миллиона штук в год. В другой статье Пятницкого - "Автомобиль на ладони" в журнале "Техника-молодежи" (№3, 1985 год), фигурируют уже более конкретные данные и говорится о том, что "сейчас" выпускается два миллиона моделей в год. Однако сопоставление этих двух статей между собой дает еще большее число: так, в "Путешествии на ладони" говорится о том, что за 10 лет было выпущено 10 миллионов, а в "Автомобиле на ладони" приводятся данные о выпуске за 12 лет уже 18 миллионов моделей. Таким образом, получается, что за два года, прошедшие между написанием этих статей, было выпущего 8 миллионов моделей, а годовой объем производства достигал 4 миллионов штук. Так или иначе, можно оценить объемы выпуска в середине 80-х годов, которые были пиком расцвета модельного производства, величиной от двух до четырех миллионов штук в год. Номенклатура выпускаемых моделей к этому времени также существенно расширилась с первоначальных нескольких моделей "Москвичей" и включала большую часть известного сегодня ассортимента, в том числе все версии спецмашин, правительственных лимузинов и Руссо-Балтов. Одновременно происходило повышение сложности и копийности осваиваемых моделей, в которых становилось все больше деталей и открывающихся элементов.
Производство столь массового масштаба имело соответствующие технологии. Разработка моделей - всех, кроме Руссо-Балтов осуществлялась по заводским чертежам. Все размеры пересчитывались в 43-й масштаб с огромных чертежей автозаводов, что обеспечивало саратовским моделям точную геометрию. Производство на большинстве этапов было автоматизированным, основной объем ручной работы приходился на сборку (на сложных моделях включавшей более 300 операций), на которой было занято большое количество персонала: "Десятки девушек в белых халатах с молоточками, отвертками и пинцетами работают на сборке моделей" (Ю.Пятницкий. "Путешествие... на ладони"). В самом СКБ работали около 25 человек. Производственный процесс шел в нескольких цехах - в литейном цехе несколько автоматов отливали металлические детали - кузова, дверцы, крышки багажников и моторных отсеков. В цехе литья пластмассовых изделий также автоматы отливали пластиковые детали, которые покрывались "хромом" в другом цехе - гальванопластики, также в автоматизированном режиме.
Современное производство в 2000-е годы осуществлялось в значительно меньших объемах - так, в репортаже 2010 года саратовской телекомпании "Телеобъектив" с завода в Марксе говорится о том, что количество выпускаемых моделей примерно в десять раз уступает тому, которое было в советское время. В 2010 году, по словам корреспондента, производилось примерно 20000 моделей в месяц, то есть, порядка 240 тысяч в год. Приведенные в этом репортаже данные позволяют также уточнить и советские объемы производства. Получается, что в советский период, в пик производства в 80-е годы выпускалось около 2,5 миллионов штук в год, что совпадает с приведенными выше оценками. Также можно заметить, что в такой же, примерно десятикратной пропорции уменьшилась численность сборщиц на производстве - если в статье Ю.Пятницкого говорилось о "десятках девушек" на сборке, то в репортаже 2010 года видно, что сборкой занимается несколько человек, то есть, уменьшение численности персонала также соответствует десятикратному снижению объемов производства.
Надо отметить, что в советское время основной проблемой в создании моделей было отсутствие сложных копировально-фрезерных прецизионных станков, с помощью которых можно было изготавливать качественные пресс-формы. Именно отсутствие таких станков для нужд "несерьезного" игрушечного производства вызвало решение Министерства легкой промышленности СССР о закупке за рубежом готовых пресс-форм разорившихся Mebetoys и Politoys для производства ремейков, так как это было более дешевым и простым решением. Модельное же производство "Тантала", с самого начала ориентированное на экспорт, позволило за счет валютных поступлений закупить такие станки и с их помощью самостоятельно производить пресс-формы для оригинальных моделей. Пресс-формы делались из жаропрочной легированной стали, имели до нескольких десятков элементов, которые должны были идеально стыковаться. В общем, производство моделей на "Тантале" в то время было вполне передовым и практически самодостаточным, причем оно не стояло на месте и развивалось - так, в нескольких публикациях говорится о том, что имелись намерения по внедрению робототехники.
Говоря о модельном производстве "Тантала", нельзя не сказать о людях, которые на нем работали, и сведений о которых очень мало. Из публикаций в прессе можно составить небольшой список сотрудников "Тантала", конструировавших и создававших модели:
Кожевников Сергей Андреевич - руководитель СКБ, "отец советсткого модельного производства", энтузиаст, под руководством которого было создано большинство моделей "Тантала" вплоть до "Нивы" А20, ставшей вершиной советского автомодельного производства.
Юрченко Александр Владимирович - инженер-конструктор, принимавший участие в разработке практически всех моделей "Тантала" в 1979-1992 годах. Полностью разработал следующие модели "Тантала" - прицеп "Скиф", Руссо-Балт Лимузин-Берлин, РАФ "Скорая помощь", ВАЗ-2109.
Ватрушев Владимир Петрович - начальник конструкторско-производственного отдела в начале 80-х, впоследствии (в 2000-е годы) вице-президент по инструментальному и механическому производству ОАО "Тантал".
Красников О.В. - начальник конструкторско-производственного отдела с середины 80-х.
Митин В.М., Осипов Д.В., Басов Б.Я. - инженеры-конструкторы с начала 70-х годов.
Агапов Борис Егорович - бригадир участка по производству пресс-форм.
Карпова В.И. - старший инженер-технолог.