В ГСКБ-47 под руководством А.Ф.Турахина разработали необычный боеприпас - авиационную гранату АГ-2. Этот боеприпас предназначался для защиты самолетов-штурмовиков от нападения истребителей противника со стороны нижней части задней полусферы. Граната представляла собой сферический металлический корпус, отлитый из сталистого чугуна и снаряженный 80 граммами смеси К-2 и оснащалась тормозным парашютом. Парашют укладывался в специальную цилиндрическую коробку, которая жестко крепилась на соединительной втулке взрывателя (трубке ударного механизма). При сбрасывании боеприпаса, легкая жестяная крышка парашютной коробки, скрепленная с полюсным кольцом парашютного купола, срывалась вследствие аэродинамического удара, приводила к открытию парашюта и выдергивала боевую чеку. Под действие тормозных парашютов, гранаты отставали от самолета на безопасное расстояние и взрывались. При этом образовывалось до 100-130 осколков с радиусом сплошного поражения 8-10 метров. Отдельные осколки корпуса боеприпаса разлетались на дальность до 40-50 м. За основу взрывателя конструкторы взяли запал для ручных гранат УЗРГ. Согласно специфическим требованиям его доработали - уменьшив время замедления с 6 сек. до 3-4.
С самолетов Пе-2, Ил-2 и Ил-10 авиационные гранаты применяли сериями по 2-3 штуки, как в горизонтальном полете, так и при пикировании под углами до 30?. При скорости самолета 270 км/ч в горизонтальном полете АГ-2 отставали по высоте на 40-55 м и по дальности - на 220-280 м. Для защиты верхней части задней полусферы боеприпасы сбрасывали при пикировании носителя, что гарантировало их разрывы на дальности 280-320 м позади самолета, но с превышением в 50-100 м. Для применения гранат требовалось подпустить истребитель противника на 400-500 м. Однако использовать АГ-2 требовалось весьма осторожно и грамотно, чтобы не причинять урон в строю своим самолетам. При атаке противником группы самолетов гранаты разрешалось применять только экипажу замыкающей машины и с учетом положения 'соседей' в строю.
Запущенная ИГИЛ программа по использованию боевых беспилотников разворачивается во вполне приличных масштабах. Ежедневно приходят сообщения из всех районов, в которых воюют боевики: из Мосула, Таль Афара, Рутбы, Дейр-эз-Зора, Восточного Каламуна и Восточного Хомса. В восточном Мосуле иракская армия обнаружила места складирования бомб - порядка 12-15 небольших складов, на каждом из которых было порядка 50-70 бомб весом до 2-2,5 кг каждая, начиненные тротилом до полукилограмма.
Вес небольшой, однако ущерб, который наносят удары, весьма приличный - в день сообщается суммарно о 20-30 вылетах-применениях, число погибших и раненых от ударов с воздуха насчитывается уже несколько сот человек с начала года. Пока до эффективности воздушных действий коалиции "один вылет-один боевик" ИГИЛ не дотягивает, но проблемы для противников уже начались. Есть сообщения о ночных бомбардировках - пока единичных, но по всей видимости, идет обкатка технологии применения.
Оценить число беспилотников и запасов бомб никто не может - просто нет данных. Если попытаться сделать это прикидочно, то число ударных БПЛА у ИГИЛ не менее 20-30 единиц, исходя из географии их применения.
Пока противодействие ударам с воздуха носит крайне кустарный вид - выставляются наблюдатели и в случае обнаружения идет попытка сбить "бомбардировщик" из обычного стрелкового оружия. Сообщается минимум о пяти сбитых аппаратах за январь этого года. Иракцы пытаются противодействовать, воздействуя на радиочастоты управления беспилотниками, но пока тоже не слишком результативно.
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...