22 декабря 1930 года впервые поднялся в воздух самолет ТБ-3 (АНТ-6), ставший одним из наивысших достижений довоенного советского авиастроения. Первый серийный цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик, сделанный по схеме свободнонесущего моноплана, одновременно являлся одним из крупнейших в мире самолетов на тот момент. С его появлением СССР уверенно вошел в число ведущих авиационных держав.
Еще одним существенным достижением было то, что СССР сумел построить более 800 таких машин и к началу Второй мировой войны обладал крупнейшим в мире стратегическим воздушным флотом. Правда, к тому времени ТБ-3 морально устарел, но еще вполне годился для применения в качестве ночного бомбардировщика и десантно-транспортного самолета. Постройка армады тяжелых бомбовозов обошлась далеко не богатому Советскому Союзу очень недешево и вынуждала экономить на многом другом, но претензии на мировое лидерство требовали подобных затрат.
Сверху вниз:
ТБ-3 с моторами М-17 в камуфляжной окраске 1941 года.
ТБ-3 с моторами М-34 китайских ВВС.
Самолет "Авиаарктика" на лыжном шасси. Колеса укреплены под фюзеляжем
"Чудо" успешно (по крайней мере разово) было применено в первой фазе советско-германской части 2 МВ во время бомбардировки Черноводского моста в Румынии:
ЛЕТАЮЩИЕ АВИАНОСЦЫ В НЕБЕ РУМЫНИИ
Автор: Максим Купинов
Летающие авианосцы в небе Румынии
13 августа 1941 года Совинформбюро собщило: «Как уже отмечалось в вечернем сообщении Советского Информбюро от 11 августа, советские лётчики разрушили румынский железнодорожный мост через реку Дунай около ст. Черновода, что в 60 километрах западнее порта Констанца. Значение блестяще выполненной советскими лётчиками операции по бомбёжке Черноводского моста огромно. Через этот мост проходило всё железнодорожное сообщение между основными центрами Румынии и всем румынским черноморским побережьем… Нефтяные хранилища на черноморском побережье не смогут теперь пополняться горючим, так как одновременно с мостом разрушен и нефтепровод, проложенный под нижним настилом моста. Операцией по разрушению Черноводского моста руководил дважды орденоносец тов. Шубиков…». Эта часть сообщения была правдивой. Мост действительно имел большое значение, под ним действительно был проложен нефтепровод, и советские летчики под руководством дважды орденоносца Шубникова удачно по нему отбомбились, блестяще выполнив боевое задание. А вот описание самого налета было откровенной дезинформацией: «К румынскому побережью группа советских самолётов подошла на большой высоте несколькими эшелонами. От берега моря до моста оставалось около 60 километров. Зенитные батареи противника открыли сильный огонь. Но румынские артиллеристы стреляли плохо: ни один осколок вражеского снаряда не задел наши самолёты. Вскоре показались арки Черноводского моста. На фоне реки были чётко видны крестообразные переплёты ферм и три гигантские 35-метровые опоры. На правом берегу Дуная вырисовывались здания нефтеобрабатывающего завода «Колумбия» и цементного завода «Ориенталь». Подразделения разошлись по звеньям и поочерёдно, идя вдоль моста, начали сбрасывать бомбы на мост с пикирования. Зенитные установки, охранявшие мост, открыли огонь. Но в это время звено советских самолётов на бреющем полёте обрушилось на румынских артиллеристов. Одна батарея замолчала. Через две минуты огонь открыла вторая батарея. Но и её на втором заходе звено наших самолётов вывело из строя. Оставшиеся пулемёты и одно орудие не могли уже помешать бомбёжке моста. В Черноводский мост летали бомбы крупного калибра. Одна 140-метровая ферма моста почти целиком рухнула в реку. Мост разрушен». Разумеется, Совинформбюро не могло выболтать военную тайну и рассказать о том, что успешной бомбардировка Черноводского моста стала, прежде всего, благодаря применению СПБ (Составной пикирующий бомбардировщик), иногда употреблялось название – «звено Вахмистрова». «Звено СПБ» представляло собой тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с подвешенными под его крылом двумя истребителями И-16. В районе цели производилась расцепка, после чего «ишачки» наносили удар и возвращались на аэродром «своим ходом». Каждый истребитель вооружался парой 250-кг бомб. Таким образом, можно было добиться высокой точности бомбежки. Велись работы по созданию «Звена СПБ» под руководством инженера Владимира Сергеевича Вахмистрова. Основные технические проблемы в конструкции «звена СПБ» удалось решить еще в конце 30-х гг., однако к началу войны все работы по «звеньям» были свернуты. Летом 1941 года Вахмистров предложил использовать «звено СПБ» для удара по вражеским кораблям. Однако командование выбрало другую цель - Черноводский мост. Боевая эффективность «звеньев» была проверена при бомбардировке Констанцы еще 26 июля. Тогда одна пара И-16 успешно атаковала нефтегородок, а другая — плавучий док. Затем настала очередь моста. Собственно, налетов на мост было два. Первый - 10 августа оказался относительно удачным. 500-килограммовые бомбы, сброшенные с дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф в цель не попали. Но сброшенные с И-16 двухсотпятидесятикилограммовые бомбы легли точно. Атаковавшие последними пикирующие бомбардировщики Пе-2 также добились одного попадания. Загорелась нефть, зрелище было чрезвычайно эффектным. Об успешном налете сообщило Совинформбюро. Однако противник сумел быстро восстановить мост. 13 августа удар по Черноводскому мосту был повторен. На этот раз успех был полным: экипажи отметили пять (!!) прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в мост и один взрыв в 30-40 м от него. По фотоснимкам, сделанным позднее, удалось установить, что в результате бомбометания оказалась полностью разрушена одна 140-метровая ферма моста и вновь перебит нефтепровод. «Ишачки» невредимыми вернулись из боя… Вахмистров после этого успеха настаивал на более масштабном применении звена «СПБ». Однако устаревшие ТБ-3 и И-16 прекратили производить. Для новых бомбардировщиков- носителей и истребителей с бомбами все расчеты нужно было делать заново. А по мере увеличения количества современных бомбардировщиков в ВВС РККА надобности в этом было все меньше.
Профайлер2016 писал(а): Это не умоляет их (сов. летчиков) успеха и самоотверженности!
Не спорю...
Во время Первой мировой войны обе противоборствующие стороны и Антанта и Германия пытались убедить Румынию выступить на своей стороне. (И это при том, что до начала войны Бухарест был союзником Берлина). С этими событиями связан один исторический анекдот: Кайзер Вильгельм спросил начальника немецкого Генерального штаба Мольтке, как он готовится к потенциальному выступлению Румынии. Ответ был таков: «Нам все равно, ваше Величество, на чьей стороне вступит в войну Румыния. Если она вступит на нашей, нам потребуется десять дивизий, чтобы спасти ее от разгрома, если против нас, то потребуются те же десять дивизий, чтобы ее разгромить. Поэтому нет никакой разницы».
Максимальная скорость 180 км.час. это даже не смешно [/quote]
Так и я об этом,нужна была или глубокая модернизация или как сказано в начале темы,использовать как ночник или транспортник.Их же расстрелливали немцы как мишени в тире.
viking38 писал(а): Для своего времени это была не плохая машина.Но как всегда,при совке была до нельзя бестолково использована в годы войны.
Была использована "по возможности"! Ибо - ДА! Устарела!
Отправлено спустя 1 минуту 24 секунды:
viking38 писал(а): Максимальная скорость 180 км.час. это даже не смешно
Так и я об этом,нужна была или глубокая модернизация или как сказано в начале темы,использовать как ночник или транспортник.Их же расстрелливали немцы как мишени в тире.[/quote]
Какая глубокая модернизация? Какой ночник? Только, как транспортник...И только в тылу!!!
Wseb2net писал(а):
Иллюминаторов насверлил и лайнер Москва-Ташкент
Ты на него внимательно глянь. Архаика и вчерашний день! Там нечего модернизировать.
Иллюминаторы в то время для советского обывателя - лишнее!
И уже был создан Пе-8, более современная для РККА машина! И пассажир и дальний бомбер и стратег.
Профайлер2016 писал(а): И уже был создан Пе-8, более современная для РККА машина!
Не спорю,машина неплохая,но сделали их только 93машины с 39 по 44гг,так,что большой роли в ВОВ они не сыграли,в отличие от американских и британских стратегов.
Не спорю,машина неплохая,но сделали их только 93машины с 39 по 44гг,так,что большой роли в ВОВ они не сыграли,в отличие от американских и британских стратегов.
Так мы же не о их роли говорим, а о том, что к началу 2 МВ не было смысла ТБ-3 модернизировать, потому что они морально и материально устарели, как авиационная техника. К тому же в СССР, в котором и новый на тот момент Пе-8 в сравнении с западными машинами - отсталость!
На карту гляньте
Не в машинах дело. Что СССР мог бомбить на территории Германии в 1941-43 гг имей даже самолеты в количестве уровня В-17?
Дотянуть может и дотянули бы, но идти более тысячи-двух километров над вражеской территорией... до цели дошли бы единицы.
Wseb2net писал(а):
На карту гляньте
Не в машинах дело. Что СССР мог бомбить на территории Германии в 1941-43 гг имей даже самолеты в количестве уровня В-17?
Дотянуть может и дотянули бы, но идти более тысячи-двух километров над вражеской территорией... до цели дошли бы единицы.
Может Вы не в курсе, но уже на второй (кажется!) день войны советская морская авиация бомбила Берлин!? Позже к этой задаче привлекалась и дальняя авиации (менее успешно). Операция проводилась ценой неимоверных усилий. Силами самолетов Ил-4. С подскоком с островов в Балтийском море! А будь у СССР Б-17 в тот момент...Да в достаточном количестве...Операция была бы не чисто психологической, а вполне бомбардировочной! Дальники привлекали те же Пе-8 и Ер-2. Но позже они эти бомбардировки прекратили... Из-за, в основном, несовершенства техники для выполнения таких задач. Кроме того. Известен факт перевозки делегации для переговоров с союзниками на самолете Пе-8, через территорию оккупированную Германией на большой высоте. Что подтверждает возможность полетов на большую дальность даже на той технике!
Отправлено спустя 4 минуты 38 секунд:
Кроме того...Советская ДА бомбила Хельсинки через Балтийское море... Принеся вполне себе достаточный урон Финляндии. Т.е. делаем вывод: несмотря на "не совсем удобное геостратегическое положение" советам вполне нужна была данная авиационная техника.