Это еще не рекорд.
Холст, малярная краска на масляной основе, восковые мелки. 172,7 × 228,6
Sotheby’s. 11.11.2015. Лот 18
Оценка аукциона: по запросу
Цена: $70 530 000
Американский художник Сай Туомбли (1928–2011) вошел в наш рейтинг авторов самых дорогих произведений искусства в мире с рекордом работы «Без названия (Нью-Йорк)» 1968 года. На вечернем аукционе послевоенного и современного искусства Sotheby’s 11 ноября 2015 года эта картина, относящаяся к циклу так называемых «досок» Туомбли, была продана за $70,53 млн. с учетом комиссии.
Сай Туомбли признан во всем мире, он много раз участвовал в Венецианской биеннале, создал потолочную роспись в одном из залов Лувра. Вместе с тем он до сих пор остается одним из самых сложных для понимания представителей американского абстрактного экспрессионизма. Как писал куратор Кирк Варнеду по случаю открытия ретроспективы Туомбли в МоМА в 1994 году, «Туомбли, оказавший огромное влияние на многих художников, стал настоящим яблоком раздора для критиков. Он невероятно труден для понимания, причем не только для широкой публики: Туомбли оказался чужд даже отцам-основателям высоколобого послевоенного искусства». Что уж говорить о неспециалистах, которые по большей части недоумевают: да мой ребенок лучше нарисует. Статья вышеупомянутого Варнеду так и называлась: «Почему ваш ребенок так не может: размышления о творчестве Сая Туомбли».
Специалисты по Туомбли пишут, что всю глубину его творений можно осознать лишь при личном знакомстве с ними, а при репродуцировании она совершенно теряется. Все складывается из огромного количества мельчайших деталей — царапин, потертостей, капель, написанных карандашом отрывков из итальянской и классической поэзии. В 1957 году Туомбли переехал жить на юг Италии — отсюда это увлечение историей и поэзией античной и средневековой Европы. В работах Туомбли находят также отсылки к примитивному искусству, трудам Да Винчи, редимейдам Марселя Дюшана и работам итальянских футуристов, постигавших мифологию через принципы абстракции.
Вдали от бурлящей арт-сцены Нью-Йорка рождался уникальный художник, сравнительно поздно обретший признание (по сравнению, к примеру, с его друзьями Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом). Однако Туомбли это мало заботило: всю жизнь он избегал журналистов и не обращал внимания на арт-критиков, многие из которых ставили под сомнение ценность его произведений. А в это время Туомбли экспериментировал с живописной манерой — например, пробовал рисовать в темноте, чтобы сделать рисунок менее очевидным и четким.
Чего же такого особенного в той же работе «Без названия (Нью-Йорк)», чтобы быть оцененной дороже $70 млн? При первом взгляде на эту и подобные вещи Туомбли зачастую на ум приходит сравнение с разрисованной мелом школьной доской. Работы этой серии так и называют — «досками». Однако написана эта «доска» малярной краской и восковыми мелками на холсте. Если верить искусствоведам, то в своих «досках» Туомбли пытался передать на живописной поверхности ощущение времени и движения. Эти стремительно выведенные белые линии можно рассматривать как естественное природное явление, а не творение рук человека. Художник отмечал, что самым важным для него является «проживание» каждой линии, каждого штриха. «В картине важно не изображение, не иллюстрация, а переданное в ней непосредственное ощущение ее создания, воплощения», — говорил Туомбли и добавлял: «Когда я завершаю очередную картину, я потом обычно пару дней провожу в постели, чтобы прийти в себя». Такова была включенность художника в процесс создания произведения. А еще в «досках» Сая Туомбли выразилась американская составляющая его натуры. Хотя первая «доска» была написана в Риме, затем Туомбли на несколько лет вернулся в Нью-Йорк — серые, почти монохромные «доски» больше подходили городу небоскребов, чем солнечной Италии. Ну и, быть может, не нью-йоркцу действительно сложно понять, чего же в них такого — в этих загадочных безымянных работах Сая Туомбли?