Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”).
Инет: "Краткая историческая справка:
Состав проекта (является модификацией проекта 667А): 3 лодки (3 не реализованы).
К-253 (заводской номер 414).Начало модернизации на Северном Машиностроительном предприятии (Северодвинск) 17.05.1984, окончание 20.12.1988, вступление в строй 1989.
К-395 (заводской номер 415).Начало модернизации на Северном Машиностроительном предприятии (Северодвинск) 24.06.1988, окончание 30.12.1991, вступление в строй 1992.
К-423 (заводской номер 440).Начало модернизации на Северном Машиностроительном предприятии (Северодвинск) 1983, окончание 1986, вступление в строй 1987.
В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска “адекватного” ответа.
Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа “Томагавк”. Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.
В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов – малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.
Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).
Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».
Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность – 3000 км, система наведения – инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.
Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта – четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.
Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать шесть АПКР пр. 667А, в том числе по три на ДВЗ «Звезда» (п.Большой Камень) и на МП «Звездочка» (г.Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г.Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности ДВЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».
Одновременно с переоборудованием кораблей шли испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ), которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.
Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408 (зав. № 416) - третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию по проекту 667АТ, 17.07.1988г. исключили из боевого состава флота. На ней какие-либо работы не проводились вообще…
Тактико-технические данные проекта:водоизмещение надводное: 8880 тонн (8700?)водоизмещение подводное: 11400 тонн (13800?, 9684?)скорость хода полная подводная под ГТЗА: 27,0 узлов скорость хода полная надводная под ГТЗА: 16,5 узлов глубина погружения рабочая: 320 метров глубина погружения предельная: 400 метров, длина наибольшая: 141,7 метра, ширина: 12,8 метров, осадка средняя: 7,8 м, конструктивный тип: двухкорпусная.
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса: «Гранат»
количество х калибр ТА для РК: 8 х 533
боекомплект (тип) КР: РК-55 32 (ЗМ-10)
вид старта: подводный, из ТА
тип ПЗРК: «Стрела-2М»
количество контейнеров для хранения ЗР: 1
боекомплект ЗР: 6
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм: 6 х 533
боезапас (тип) торпед: 14 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М)
Радиоэлектронное:
БИУС «Омнибус-АТ»
НК «Тобол-АТ»
система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)
КСС «Молния-ЛМ 1»
ГАК «Рубикон» (МГК-400)
РЛК «Альбатрос» (РЛК-101)
с приставкой «Корма» (РЛК-57)
СОРС «Залив-П» (МРП-21A)
ТК МТ-70
перископы ПЗНГ-8М и ПЗНС-8"