Двигатель В-2.

История и современность бронетехники
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Супермодератор
Супермодератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 13409 раз
Карма: +4/-0

Двигатель В-2.

Где иван777444333 » 29 май 2017, 00:00

Под термином «оружие Победы» обычно понимают самолеты, танки, артиллерийские установки, иногда стрелковое вооружение, дошедшее до Берлина. Менее значимые разработки упоминают реже, а ведь они тоже прошли всю войну и внесли свой важный вклад. Например, дизель В-2, без которого был бы невозможен танк Т-34.
К военным и стратегическим изделиям, как известно, требования выносят более суровые, чем для «штатской» техники. Поскольку реальный срок их службы зачастую превышает лет тридцать — не только в России, но и в армиях большинства стран.
Если речь о танковых моторах, они, естественно, должны быть надежными, нетребовательными к качеству топлива, удобными для обслуживания и некоторых видов ремонта в экстремальных условиях, с достаточным по военным меркам ресурсом. И при этом исправно выдавать базовые характеристики. Подход к конструированию таких двигателей особенный. И результат, как правило, достойный. Но то, что произошло с дизелем В-2, — случай феноменальный.
Мучительное рождение
Его жизнь началась на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна, конструкторский отдел которого в 1931 году получил госзаказ на быстроходный дизель для танков. И сразу был переименован в дизельный отдел. В задании оговаривалась мощность 300 л.с. при 1600 об/мин, при том что у типичных дизелей того времени рабочая частота вращения коленвала не превышала 250 об/мин.
Поскольку на заводе раньше ничем подобным не занимались, то начали разработку издалека, с обсуждения схемы — рядной, V-образной или звездообразной. Остановились на конфигурации V12 с водяным охлаждением, пуском от электростартера и топливной аппаратурой Bosch — с дальнейшим переходом на полностью отечественную, которую также предстояло создать с нуля.
Сначала построили одноцилиндровый двигатель, потом двухцилиндровую секцию — и долго ее отлаживали, добившись 70 л.с. при 1700 об/мин и удельной массы 2 кг/л.с. Рекордно малая удельная масса также была оговорена в задании. В 1933-м работоспособный, но недоведенный V12 прошел стендовые испытания, где непрестанно ломался, страшно дымил и сильно вибрировал.
10443 - Двигатель В-2.
Двигатель В-2 в первоначальном виде провел на массовой военной службе более 20 лет. Отдельные экземпляры на ходу до сих пор. Еще несколько обрели покой в различных музеях.
Испытательный танк БТ-5, оснащенный таким мотором, долго не мог доехать до полигона. То картер трескался, то подшипники коленвала разрушались, то еще что-то, причем для решения многих проблем требовалось создать новые технологии и новые материалы — прежде всего, сорта стали и алюминиевых сплавов. И закупить новое оборудование за рубежом
Тем не менее в 1935-м танки с такими дизелями представили правительственной комиссии, на ХПЗ возвели дополнительные цеха для выпуска моторов — «дизельный отдел» преобразовывался в опытный завод. В процессе доводки мотора учитывалось второстепенное его предназначение — возможность использования на самолетах. Уже в 1936-м самолет Р-5 с дизелем БД-2А (быстроходный дизель второй авиационный) поднимался в воздух, но этот мотор в авиации так и не был востребован — в частности, из-за появления более подходящих агрегатов, созданных профильными институтами в эти же годы.
В главном, танковом направлении дело продвигалось медленно и тяжко. Дизель по-прежнему жрал слишком много масла и топлива. Некоторые детали регулярно ломались, а слишком дымный выхлоп демаскировал машину, что особо не нравилось заказчикам. Команду разработчиков усилили военными инженерами.
В 1937-м двигатель получил название В-2, под которым он и вошел в мировую историю. А команду усилили еще раз, ведущими инженерами Центрального института авиационных моторов. Часть технических проблем доверили Украинскому институту авиадвигателестроения (позже он был присоединен к заводу), пришедшему к выводу, что необходимо повышать точность изготовления и обработки деталей. Собственный 12-плунжерный топливный насос также требовал доводки.
10444 - Двигатель В-2.
580-сильный двигатель В-55В применялся на танках Т-62, производимых с 1961 по 1975 год. Всего выпущено порядка 20 000 машин — самих танков и различной техники, созданной на их базе
На государственных испытаниях 1938 года все три двигателя В-2 второго поколения провалились. У первого заклинило поршень, у второго потрескались цилиндры, у третьего — картер. По итогам испытаний изменили почти все технологические операции, поменяли топливный и масляный насосы. За этим последовали новые испытания и новые изменения. Все это шло параллельно с выявлением «врагов народа» и превращением отдела в огромный Государственный завод №75 по выпуску 10 000 моторов в год, для чего станки завозили и монтировали сотнями.
В 1939-м двигатели, наконец, прошли государственные испытания, получив оценку «хорошо» и одобрение на серийное производство. Которое тоже отлаживали мучительно и долго, что было, впрочем, прервано спешной эвакуацией завода в Челябинск — началась война. Правда, еще до того дизель В-2 прошел боевое крещение в реальных военных действиях, будучи установленным на тяжелые танки КВ.
Что получилось?
Получился мотор, про который позже напишут, что с точки зрения конструкции он сильно опередил свое время. А по ряду характеристик еще лет тридцать превосходил аналоги реальных и потенциальных противников. Хотя был далек от совершенства и имел множество направлений для модернизации и улучшений. Некоторые эксперты армейской техники считают, что принципиально новые советские военные дизели, созданные в 1960–1970 годы, уступали дизелям семейства В-2 и были приняты на вооружение лишь по той причине, что становилось уже неприлично не заменить «устаревшее» чем-то современным.
Блок цилиндров и картер — из сплава алюминия с кремнием, поршни — из дюралюминия. Четыре клапана на цилиндр, верхние распредвалы, непосредственный впрыск топлива. Дублированная система пуска — электростартером либо сжатым воздухом из баллонов. Почти все техническое описание — список передовых и инновационных решений того времени.
10445 - Двигатель В-2.
Двигатель В-46 применен на средних танках Т-72, принятых на вооружение с 1973 года. Благодаря системе наддува снимали 780 л.с. Принципиальных отличий от В-2, прямо сказать, немного.
Он оказался сверхлегким, с выдающимся показателем удельной массы, экономичным и мощным, причем мощность легко варьировалась локальным изменением рабочих оборотов коленвала и степени сжатия. Еще до начала войны в постоянном производстве были три версии — 375-, 500- и 600-сильная, для техники разных весовых категорий. Приладив к В-2 систему наддува от авиамотора АМ-38, получили 850 л.с. и немедленно испытали на опытном тяжелом танке КВ-3.
Как говорят, в бак машины с мотором семейства В-2 можно было заливать любую более-менее подходящую смесь углеводородов, начиная от бытового керосина. Это был сильный аргумент в условиях тяжелой затяжной войны — полуразрушенных коммуникаций и затрудненного обеспечения всех всем необходимым.
Вместе с тем мотор так и не стал надежным, несмотря на требования наркома танковой промышленности В.А. Малышева. Часто ломался — и на фронте, и на различных испытаниях в годы войны, хотя с начала 1941-го выпускали уже моторы «четвертой серии». Подводили и конструкторские просчеты, и нарушения технологии изготовления — во многом вынужденные, поскольку не хватало нужных материалов, не успевали возобновлять изношенную оснастку, а производство отлаживали в дикой спешке. Отмечали, в частности, что через различные фильтры в камеры сгорания попадает грязь «с улицы» и гарантийный срок в 150 часов в большинстве случаев не выдерживается. Тогда как требуемый ресурс дизеля для танка Т-34 составлял 350 часов.
10446 - Двигатель В-2.
Т-34 считается первым в мире танком, разработанным под дизельный двигатель. Успешность его была предопределена, как пишут, применением новейшего высокоэкономичного дизеля авиационного типа В-2.
Поэтому модернизация и «затягивание гаек» шли непрерывно. И если в 1943-м обычный срок службы мотора составлял 300–400 км, то к концу войны превышал 1200 км. А общее число поломок удалось снизить с 26 до 9 на 1000 км.
Завод №75 не справлялся с потребностями фронта, и построили заводы №76 в Свердловске и №77 в Барнауле, которые выпускали все тот же В-2 и его различные версии. Подавляющее большинство танков и часть самоходок, участвовавших в Великой Отечественной, оснащали продукцией этих трех заводов. Челябинский тракторный выпускал дизели в вариантах для среднего танка Т-34, тяжелых танков серии КВ, легких танков Т-50 и БТ-7М, артиллерийского тягача «Ворошиловец». На основе В-2 разработали В-12, позже примененный в танках ИС-4 (успел повоевать около месяца) и Т-10.
Жизнь в мирное время
Весь потенциал конструкции В-2 не удалось раскрыть ни до, ни во время войны — некогда было заниматься раскрытием потенциала. Но набор из различных мелких недоделок оказался прекрасной базой для развития, а сама концепция — оптимальной. После войны семейство постепенно пополнилось танковыми двигателями В-45, В-46, В-54, В-55, В-58, В-59, В-84, В-85, В-88, В-90, В-92, В-93 и так далее. Причем развитие еще не завершено, а отдельные моторы семейства серийно выпускают до сих пор.
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 4):
SanekWseb2netРост76Гоша
Рейтинг: 33.33%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 17153
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 70491 раз
Карма: +8/-0

Двигатель В-2.

Где Sanek » 29 май 2017, 13:14

Интересно, а почему немчура для своих панзеров дизеля не использовала? Какая-то причина должна быть?
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 2):
Wseb2netРост76
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Супермодератор
Супермодератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 13409 раз
Карма: +4/-0

Двигатель В-2.

Где иван777444333 » 29 май 2017, 15:11

Дизельный двигатель типа "В-2" и его "половинка" "В-3" разработанные в Советском Союзе накануне войны, были уникальными в том плане, что параметры размерность(габарит моторного отделения бронемашины)-мощность(способность обеспечить динамические характеристики бронемашины)-ремонтопригодность(ломались часто, но чинились на раз или меняли также быстро) в полной мере отвечали заданным танкостроителями того времени. У немцев были великолепные корабельные дизеля - на Васильевском острове в Питере есть подлодка-музей "Д-2" "Народоволец", она переоснащена с советских именно фрицевскими корабельными дизелями по 1450 л.с. У нас таких не было. А вот размеры этих дизелей только для подлодки и годились. Плюс открытые клапанные коробки для постоянной регулировки зазоров на ходу... В танке такое невозможно.
Были у немцев малоразмерные дизеля, в т.ч. трофейные разработки вроде чехословацкого, но они по мощности предполагали установку максимум на грузовик, никак не на танк.
Проблему "габарит-мощность" для дизельного двигателя танка основные страны мира (США, Германия, Британия) решили только спустя 15-20 лет после Второй Мировой.
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 2):
SanekWseb2net
Рейтинг: 16.67%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Гоша
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 1064
Зарегистрирован: 04 мар 2017
Поблагодарили: 4126 раз
Карма: +5/-0

Двигатель В-2.

Где Гоша » 29 май 2017, 21:12

Немцы пытались этот мотор выпускать у себя,но блок В-2 сделан из алюминия и это главная причина по которой не пошло у немцев дело.У них крылатого металла на самолеты ели хватало.
За это сообщение автора Гоша поблагодарили (всего 2):
Wseb2netРост76
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Scirocco
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 12 янв 2017
Поблагодарили: 3789 раз
Карма: +2/-0

Двигатель В-2.

Где Scirocco » 29 май 2017, 21:28

иван777444333 писал(а): Проблему "габарит-мощность" для дизельного двигателя танка основные страны мира (США, Германия, Британия) решили только спустя 15-20 лет после Второй Мировой.
Быстро не скажу про Англию и Германию, но читаем внимательно про дизельные шерманы M4A2, которые строились исключительно для ВМФ США. И не по причине недоведенности моторов, а по причине облегчения снабжения ВМФ только дизельным топливом, а сухопутные войска исключительно бензином.
Последний раз редактировалось Scirocco 29 май 2017, 21:38, всего редактировалось 1 раз.
За это сообщение автора Scirocco поблагодарил:
Wseb2net
Рейтинг: 8.33%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Супермодератор
Супермодератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 13409 раз
Карма: +4/-0

Двигатель В-2.

Где иван777444333 » 29 май 2017, 21:36

Scirocco писал(а): сухопутные войска исключительно бензином
Это второй вариант ответа.
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 2):
Wseb2netРост76
Рейтинг: 16.67%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 17153
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 70491 раз
Карма: +8/-0

Двигатель В-2.

Где Sanek » 30 май 2017, 18:50

Гоша писал(а): Немцы пытались этот мотор выпускать у себя,но блок В-2 сделан из алюминия и это главная причина по которой не пошло у немцев дело.У них крылатого металла на самолеты ели хватало.
Не думаю что немцы с их технологиями не могли соорудить танковый дизель. Даже до войны. Видимо дело в концепции.
За это сообщение автора Sanek поблагодарил:
Wseb2net
Рейтинг: 8.33%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Гоша
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 1064
Зарегистрирован: 04 мар 2017
Поблагодарили: 4126 раз
Карма: +5/-0

Двигатель В-2.

Где Гоша » 30 май 2017, 21:29

Sanek писал(а):Не думаю что немцы с их технологиями не могли соорудить танковый дизель. Даже до войны. Видимо дело в концепции.
В книгах Михаила Барятинского все сказано по этому поводу .Прочтите.
За это сообщение автора Гоша поблагодарили (всего 2):
SanekWseb2net
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 17153
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 70491 раз
Карма: +8/-0

Двигатель В-2.

Где Sanek » 01 июн 2017, 14:47

Гоша писал(а):
30 май 2017, 21:29
Прочтите
Не читал, но осуждаю (с) :wink:

В инете есть? Ссылку можно?
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 2):
LumenWseb2net
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Гоша
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 1064
Зарегистрирован: 04 мар 2017
Поблагодарили: 4126 раз
Карма: +5/-0

Двигатель В-2.

Где Гоша » 02 июн 2017, 10:27

В инете не встречал. У меня этого автора три книги,посвященные танкам до 45г.
За это сообщение автора Гоша поблагодарили (всего 3):
LumenSanekWseb2net
Рейтинг: 25%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Полковник
Полковник
Сообщения: 4649
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 22456 раз
Карма: +8/-0
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 3):
SanekWseb2netРост76
Рейтинг: 25%
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Гоша
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 1064
Зарегистрирован: 04 мар 2017
Поблагодарили: 4126 раз
Карма: +5/-0

Двигатель В-2.

Где Гоша » 03 июн 2017, 05:53

Третья страница: Тигры в бою. Т-34 в бою.Немецкие танки в бою. Да уж инет поистине великая штука.Только я с ним никак дружбу не заведу настоящую.
За это сообщение автора Гоша поблагодарили (всего 3):
иван777444333SanekWseb2net
Рейтинг: 25%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 17534 раза
Карма: +2/-0

Двигатель В-2.

Где Wseb2net » 04 июн 2017, 00:36

Гоша писал(а):
03 июн 2017, 05:53
Да уж инет поистине великая штука.
В инете как в Греции все есть! Ну не все, но очень много.

Sanek писал(а):
29 май 2017, 13:14
Интересно, а почему немчура для своих панзеров дизеля не использовала? Какая-то причина должна быть?
Причина в топливе. Германия не имела нефтяных месторождений и была фактически в блокаде, вся соляра шла на флот в огромных количествах, на армию оставался лишь бензин из светлой румынской нефти и синтетика. Нехватка соляры - основная причина, вторая же логистическая - вся армейская техника использовала одинаковое топливо. Грубо говоря, заправляй что танк, то бронетранспортер, что авто и мотоцикл из одной бочки и не мучайся. Если мне память не изменяет, один из проектов "Пантеры" был с дизельным двигателем, но от него отказались в пользу бензинового.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 2):
ГошаРост76
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Scirocco
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 12 янв 2017
Поблагодарили: 3789 раз
Карма: +2/-0

Двигатель В-2.

Где Scirocco » 04 июн 2017, 13:29

Ошибаетесь. В Вермахте было очень много дизельных грузовиков. Так что снабжение армии шло и бензином и дизелем. Просто так исторически сложилось, что танки у них только бензиновые, хотя в том же маусе(2 модификация) стоял основной мотор тоже дизельный. Да и если вы изучали химию, то должны понимать, что с тонны нефти вы получите намного больше дизеля, чем бензина.
За это сообщение автора Scirocco поблагодарили (всего 3):
Wseb2netГошаSanek
Рейтинг: 25%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 17534 раза
Карма: +2/-0

Двигатель В-2.

Где Wseb2net » 04 июн 2017, 14:00

Scirocco писал(а):
04 июн 2017, 13:29
В Вермахте было очень много дизельных грузовиков.
Сколько в % от общего количества? Хотя бы примерно.

Scirocco писал(а):
04 июн 2017, 13:29
хотя в том же маусе(2 модификация) стоял основной мотор тоже дизельный.
Мышонка можно не учитывать. Он не серийный.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 2):
SciroccoSanek
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Scirocco
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 12 янв 2017
Поблагодарили: 3789 раз
Карма: +2/-0

Двигатель В-2.

Где Scirocco » 04 июн 2017, 17:52

Боюсь, что такой статистики я вам предоставить не смогу.
Зы Ты суслика видишь? А он есть!!!))) (С) дмб
За это сообщение автора Scirocco поблагодарили (всего 2):
AdminSanek
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 17153
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 70491 раз
Карма: +8/-0

Двигатель В-2.

Где Sanek » 04 июн 2017, 23:21

А может производители ДВС лоббировали свои интересы перед фюрером?

Scirocco писал(а):
04 июн 2017, 17:52
Боюсь, что такой статистики я вам предоставить не смогу.
Неужели нет количества выпущенных дизельных грузовиков? Можно сравнить с общим и понять процент.
За это сообщение автора Sanek поблагодарил:
Lumen
Рейтинг: 8.33%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 17153
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 70491 раз
Карма: +8/-0

Двигатель В-2.

Где Sanek » 25 июн 2017, 20:16

Тут в инете надыбал заметку, там в том числе и по топливу и по дизельным грузовикам в Вермахте. Они (как пишется) были переведены во вторую линию из-за проблем с топливом. Кинул заметку в соседнюю тему: трофейная техника

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Бронетехника»