Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

История и современность бронетехники
Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Старший модератор
Старший модератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 3043
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 14334 раза
Карма: +5/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где иван777444333 » 17 апр 2017, 13:58

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw. Maus оставил заметный след в истории танкостроения. Это был самый тяжёлый в мире танк, разработанный в качестве штурмовой машины, практически неуязвимой для вражеского огня. Во многом судьба этого танка оказалась схожей с судьбой другого гиганта — французского FCM 2C, который до сих пор носит звание самого большого (по габаритам) в мире танка. Как и французские сверхтяжёлые машины, немецкая так никогда и не вступила в бой: в обоих случаях экипажи подорвали свои танки. Ещё одной схожей чертой в их судьбе стало то, что подорванные танки стали трофеями и объектами внимательного изучения.
Непутёвый защитник немецкого Генштаба
Работы по теме сверхтяжёлых танков и самоходных установок на их базе в Германии были официально свёрнуты во второй половине июля 1944 года. На практике же не был даже выполнен приказ 6-го отдела Департамента вооружений о сдаче резерва корпусов и башен в металлолом, отданный 27 июля. Концерн Krupp спрятал имевшийся задел на складах, где их позже и обнаружили англичане с американцами.
19 августа года руководство Krupp проинформировало Порше о том, что Служба вооружений дала указание прекратить работу по проекту Typ 205. Специалисты, собиравшие второй прототип, покинули Бёблинген. Однако это не означало, что испытания Pz.Kpfw. Maus закончились.
Осенью второй опытный образец танка, носивший обозначение Typ 205/II, получил новый двигатель. Вместо бензинового Daimler-Benz MB.509 машина получила дизельный MB.517. Впервые этот мотор предполагалось поставить на танк ещё осенью 1942 года. На сей же раз двигатель был доступен уже в варианте с турбонаддувом, благодаря чему его мощность выросла до 1200 лошадиных сил. Когда именно MB.517 был установлен в танк, неизвестно, но в переписке, датируемой 1 декабря 1944 года, говорится о том, что двигатель установлен в Typ 205/II, и его испытания ещё не проводились.
К слову, Порше умудрился провести установку мотора в обход СС, которая курировала его разработку. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что один из двух моторов, каждый из которых обошёлся немцам в 125 000 рейхсмарок, уже стоит в сверхтяжёлом танке.
8460 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Последняя «прижизненная» фотография опытных образцов Pz.Kpfw.Maus. Сделана она на складе железнодорожной станции Рухлебен в январе 1945 года
Единственным действенным способом прекратить работы по доводке сверхтяжёлого танка стало изъятие у Порше «любимой игрушки». В конце декабря 1944 года оба образца Pz.Kpfw. Maus были перевезены из Бёблингена на склад в районе железнодорожной станции Рухлебен на западной окраине Берлина. Там они пробыли как минимум до конца января 1945 года, после чего их отправили на Куммерсдорфский полигон, расположенный в 25 километрах южнее Берлина. Здесь было составлено техническое описание второго опытного образца (одновременно единственного имевшего башню и вооружение), после чего танки поставили в ангар, куда Порше уже не мог добраться.
Что происходило с этими машинами в период с января по март 1945 года — неизвестно. Нет никаких достоверных данных о том, что они участвовали в каких-либо испытаниях. Впрочем, именно в это время могли быть проведены испытания обстрелом первого опытного образца, имевшего обозначение Typ 205/I.
8461 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Таким Typ 205/II обнаружили советские войска
В марте 1945 года Typ 205/II своим ходом доставили в Вюнсдорф в 2,5 километрах южнее Цоссена, где находилась ставка германского Генштаба. В советских документах, кстати говоря, это место нередко обозначалось как Штамлагер. Машину включили в состав сил, которые охраняли ставку, в районе Цоссена также проходило внешнее кольцо обороны Берлина.
О том, как использовался Typ 205/II в битве за Берлин, написано много, в спорах на эту тему сломано немало копий. С определённой долей уверенности можно говорить лишь о том, с кем сверхтяжёлый танк Порше потенциально мог воевать. С юго-востока на Берлин наступали части 3-й гвардейской танковой армии. 21 апреля 1945 года входивший в состав этого объединения 6-й гвардейский танковый корпус достиг рубежа Топхин, Целенсдорф. До Цоссена оставалось совсем немного, его захватили в ходе ночной атаки с 21 на 22 апреля. Благодаря неразберихе ставка германского Генштаба смогла уйти из Цоссена в момент занятия его 6-м гвардейским танковым корпусом. По воспоминаниям командира 53-й гвардейской танковой бригады В. С. Архипова, перед уходом эсэсовцы расстреляли часть штабистов, остальных эвакуировали.
8462 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Он же с кормы, на заднем плане — разрушенное здание кинотеатра
Что же касается Pz.Kpfw. Maus, то его боевая карьера оказалась короткой и печальной. В ходе маневрирования произошла поломка двигателя. Обездвиженная машина оказалась на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе в Вюнсдорфе, неподалёку от штаба. Она встала так, что её невозможно было использовать даже как неподвижную огневую точку. В результате у её экипажа иного выбора, кроме как подорвать танк, просто не осталось. Одним словом, никакой героической обороны не случилось, сверхтяжёлый танк оказался колоссом на глиняных ногах.
8463 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
С левого борта повреждения оказались минимальными. На заднем плане видно здание караульной службы, сейчас на его месте находится турагентство
В мемуарах Архипова Pz.Kpfw. Maus V2 упоминается, но с явным искажением картины:
«В городке мы захватили три громадных танка. Люки были открыты, внутри все в порядке, даже боеприпасы подготовлены к бою – с них снята заводская смазка. Танки были так велики, что даже “Королевский Тигр” показался бы рядом с ними танкеткой. Башня плоская, как блин. Вооружён танк 155-мм пушкой. На вид очень внушительная машина, но, проведя аналогию с “Королевским Тигром”, я уверен, что его ходовые качества были низкие».
8464 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
При взрыве сорвало и дополнительный топливный бак. На заднем плане видно здание бани
То ли литературный редактор смешал в одну кучу захваченные на Сандомирском плацдарме Pz.Kpfw.Tiger II и Pz.Kpfw.Maus, то ли уже Архипов что-то перепутал, но реальность оказалась иной. Танк достался Красной армии уже подорванным. Силой взрыва ему оторвало правый борт корпуса и сорвало башню вместе с подбашенным погоном.
Недооценка боевой массы
Ввиду общей неразберихи в течение мая до взорванного на перекрёстке сверхтяжёлого танка никому не было дела. О том, что немцы не только разработали, но и построили сверхтяжёлые танки, советские специалисты узнали уже после окончания боевых действий. Только в конце мая началось более подробное изучение военно-технического наследия Третьего рейха, разбросанного вокруг немецкой столицы. 29 июня 1945 года в адрес руководства Государственного комитета обороны (ГКО), включая Сталина и Берию, были отправлены докладные записки за подписью начальника Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко:
«Докладываю, что 4 июня сего года советскими оккупационными войсками в Германии были найдены два сверхтяжёлых немецких танка.
Один из них, с вооружённой башней и дизельмотором — в 40 км южнее Берлина в районе Штамлагер; второй танк с необработанной башней и карбюраторным двигателем — в 62 км южнее Берлина в районе Куммерсдорф.
Особенностью сверхтяжёлых танков является применение электротрансмиссии и спаренной установки пушек — крупного калибра (128 мм) и калибра 75 мм.
По показаниям немецких инженеров, работавших на танковом полигоне, сверхтяжёлые танки проектировались конструктором Порше в районе Штутгарт-Боблинген и были изготовлены фирмой Нибелунгенверке (в Австрии).
В конце декабря 1944 года оба танка были доставлены на танковый полигон для испытаний, откуда один (вооружённый) образец в марте сего года был своим ходом доставлен в Штамлагер.
Представляю тактико-техническую характеристику сверхтяжёлого танка.
Характеристика является ориентировочной, так как оба танка оказались подорванными и подробно специалистами не изучены.
Более точные данные доложу Вам после тщательного изучения этих танков специалистами».
Наибольший интерес вызвал второй образец сверхтяжёлого танка. Несмотря на то что внутренний взрыв нанёс ему очень серьёзные повреждения, изучали в основном именно его. Дело в том, что первый образец не имел вооружения, а вместо башни на него был установлен массо-габаритный макет.
8465 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
При взрыве башенные люки оказались вырваны
На место обнаружения прибыли специалисты, которые приступили к изучению подорванного танка. Для начала было решено составить краткое техническое описание машины. Доклад получился небольшим — всего на 18 страниц. Это было связано с тем, что сверху пришёл приказ составить описание обнаруженной машины в кратчайшие сроки. Такая спешка не выглядела странной: в руках советских военных оказался танк, который выглядел гораздо более опасным противником, чем все боевые машины, с которыми они ранее встречались.
8466 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Разрушил взрыв и механизмы наведения орудийной установки
Противоречивые показания немецких военнопленных и сильные повреждения стали причиной ряда неточностей в составленном описании. Например, боевая масса танка оценивалась в нём в 120 тонн. Причиной этой неточности не была ошибка советских военных. Точно такую же боевую массу указывали в конце 1944 года и немецкие военнопленные, которые оказались у союзников. И это не являлось умышленной дезинформацией. Военнопленные говорили правду, Pz.Kpfw. Maus действительно когда-то весил 120 тонн. Правда, было это ещё на «бумажной стадии»: такой оказалась изначальная проектная масса танка, датированная началом июня 1942 года. С того времени воплощённая в металле машина успела «поправиться» более чем в полтора раза.
8467 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Подготовленная советскими специалистами схема бронирования корпуса, в основном соответствующая реальной картине
Ещё одна серьёзная неточность вкралась в описание вооружения. Помимо 128-мм длинноствольной и 75-мм короткоствольной пушки, в описание попали и два пулемёта странного калибра 7,65 мм. Куда более удивительным выглядит то, что среди вооружения была указана и автоматическая пушка калибра 20 мм. Появилась она в описании, вероятно, тоже со слов военнопленных. Как ни странно это прозвучит, такая информация тоже не является полной дезинформацией. Действительно, в начале 1943 года в проектах Pz.Kpfw. Maus фигурировала 20-мм автоматическая пушка MG 152/20 в качестве зенитного вооружения. Правда, от этой идеи благоразумно отказались, поскольку наводилась она только по вертикали, а использование огромной башни танка для наведения зенитного орудия по горизонтали было нелепой затеей.
Схема размещения агрегатов сверхтяжёлого танка
Несмотря на подобные ошибки, в целом техническое описание давало весьма подробную картину внутреннего устройства танка и его бронезащиты. Разумеется, и здесь имелись некоторые неточности, но они оказались относительно небольшими.
8468 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
​Дизельный двигатель MB.517, поломка которого вынудила немцев подорвать танк
Особое внимание советские специалисты уделили силовой установке и трансмиссии сверхтяжёлого танка. Этим вопросам была посвящена едва ли не половина технического описания. Такое внимание не выглядит удивительным: за год до того в СССР активно шли работы по электрической танковой трансмиссии, которые закончились в целом неудачно. Теперь же в руках советских военных оказался танк с электротрансмиссией, да ещё и сверхтяжёлый. Его двигатель специалисты разобрали прямо на месте и изучили. Также поступили с гитарой (шестерёночной передачей) и ведущим колесом. Подробному изучению подверглась и ходовая часть танка.
8469 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Изучение электрической трансмиссии подорванного танка
В середине лета 1945 года техническое описание отправилось в Москву. Тем временем захваченный Красной армией полигон в Куммерсдорфе постепенно исследовался советскими специалистами. Заодно допрашивались пленные немецкие военные и инженеры. Объём информации по сверхтяжёлым танкам стал резко расти. В руки советских военных попали и трофейные документы немецкого министерства вооружений, благодаря чему уже к концу лета 1945 года были получены точные данные о Pz.Kpfw. Maus. Кроме того, нашлась и часть заводских чертежей.
Как уже упоминалось, в руки Красной армии попали оба опытных образца Pz.Kpfw. Maus. Первая из построенных машин была найдена на стрельбище Куммерсдорфского полигона. Хотя, согласно первоначально поступившей информации, Typ 205/I также подорвали, имеющиеся фотографии эту информацию опровергают. Машину если и пытались подорвать, то явно неудачно: повреждений, сопоставимых с повреждениями второго танка, полученными от подрыва боекомплекта, Typ 205/I не получил. Больше похоже на то, что машину уже на стрельбище частично разукомплектовали.
8470 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
В таком виде был обнаружен на стрельбище первый опытный образец танка. Видны следы от попадания снарядов в борт корпуса и макет башни
Интересно, что к моменту обнаружения этого танка на его левом борту корпуса имелись четыре отметины от попадания крупнокалиберных бронебойных снарядов. Ещё одна отметина была на левом борту массогабаритного макета башни
8471 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Подготовка к демонтажу макета башни
То, что эти отметины могут быть результатом обстрела танка советскими орудиями, исключено. Аналогичные по характеру попадания в количестве девяти штук имелись и на лобовом листе корпуса. Танк же стоял параллельно лесному массиву, и вести обстрел по лобовой проекции с другой точки было невозможно. К моменту обнаружения машины на стрельбище она находилось в нерабочем состоянии, и развернуть его для обстрела было физически невозможно. Одним словом, обстреливали машину сами немцы, не исключено даже, что огонь по Typ 205/I вёл второй прототип. К моменту обнаружения танка на защите ходовой части от фронтального огня имелись приварки креплений для запасных траков, причём и в районе этих узлов обнаружились три попадания.
8472 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Для того чтобы сдёрнуть башню, потребовалось зацепить за неё пару тросов
В течение лета и начала осени 1945 года обе машины постепенно начали разукомплектовывать. Связано это было с тем, что привести в рабочее состояние ни одну из них оказалось невозможно. Кроме того, агрегаты танков представляли интерес и по отдельности. Для упрощения процедуры демонтажа массо-габаритный макет башни с первого опытного образца танка скинули. Снятые узлы и агрегаты немедленно описывались. Осенью 1945 года снятые с танков агрегаты отправились в Ленинград на филиал опытного завода №100. Как раз в это время там шли работы по проектированию нового тяжёлого танка, и одна из его версий предусматривала использование электротрансмиссии.
Совсем другая судьба ожидала сами танки. В конце лета 1945 года было решено собрать «гибрид» с использованием башни Typ 205/II и шасси Typ 205/I. Эта задача оказалась нетривиальной, поскольку просто так 50-тонную башню, покоящуюся на оторванном подбашенном листе, эвакуировать было непросто. Проблема была решена с помощью целой вереницы немецких полугусеничных тягачей (в основном Sd.Kfz.9). Не без труда эта кавалькада дотащила башню до Куммерсдорфа, где удалось отсоединить подбашенный погон. Уже в сентябре 1945 года собранный из частей обоих танков экземпляр Pz.Kpfw.Maus погрузили на специальную платформу, которая пережила войну.
Интересно, что номера корпуса и башни разных танков совпадают: на корпусе с серийным номером 35141 установлена башня с тем же серийным номером 35141.
8473 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Собранный из двух танков образец Pz.Kpfw.Maus, Куммерсдорф, осень 1945 года
В таком виде в Куммерсдорфе танк простоял довольно долго. Несмотря на то что он был готов к отправке ещё осенью 1945 года, приказ о его перевозке на НИАБТ Полигон был отдан только полгода спустя. Согласно ведомости полигона, в Кубинку машина прибыла в мае 1946 года. Здесь изучение танка продолжилось, но в упрощённом режиме. Поскольку его агрегаты отправились в Ленинград, ни о каких ходовых испытаниях не было и речи. В основном в Кубинке готовились материалы, посвящённые изучению элементов ходовой части. Испытания стрельбой также были исключены, поскольку орудийная установка оказалась повреждена взрывом, и ствол 128-мм пушки фактически свободно болтался.
8474 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Как можно заметить, на лобовом листе корпуса есть отметины от попаданий снарядов
Одним из немногих испытаний, которые провели на НИАБТ Полигоне, стал обстрел. Он производился в сокращённом объёме. По одному выстрелу было сделано по лобовой части корпуса и правому борту, а также в лоб башни и её правый борт. Все остальные следы от попаданий в танк имеют «немецкое» происхождение.
8475 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Танк с правого борта
В отличие от сверхтяжёлого танка E-100, который англичане отправили на металлолом, его конкуренту повезло больше. После изучения Pz.Kpfw. Maus отбуксировали в музей при полигоне. На тот момент это была открытая площадка. Полноценный музей появился здесь уже в начале 70-х годов, когда танк занял место в ангаре немецкой бронетанковой техники.
Недавно возникала идея восстановить машину до ходового состояния, но проект не вышел за рамки подготовительных работ. Идея эта, конечно, интересная, но в результате её реализации вряд ли получится что-то, кроме чучела с сомнительными перспективами с точки зрения надёжности. Ведь мало того, что с машины сняты все агрегаты, так ещё и отсутствует одна из тележек. Ресурс гусеничных лент огромного танка очень низкий, а чинить порванную гусеницу 180-тонной машины в поле — сомнительное удовольствие. И это лишь малая часть тех проблем, которые неизбежно возникнут при попытке восстановить этот танк до ходового состояния. В конце концов, даже просто его перевезти — задача весьма непростая.
Генератор роста
Отдельно стоит упомянуть о том, какое влияние трофейный немецкий сверхтяжёлый танк произвёл на развитие советского танкостроения. В отличие от англичан и американцев, которые почти никак не отреагировали на обнаруженные материалы по E-100 и Pz.Kpfw. Maus, реакция Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) оказалась молниеносной.
Ничего удивительного в этом нет. 5 июня 1945 года был представлен эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13. Предполагалось, что эта машина станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения. И тут совершенно неожиданно выяснилось, что в Германии обнаружен танк, который перспективной пушкой пробивался с трудом, а установленное на нём орудие вполне пробивало броню «Объекта 257».
11 июня 1945 года был разработан проект тактико-технических требований для нового тяжёлого танка. Его боевая масса утверждалась в пределах 60 тонн, экипаж увеличился до 5 человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от 128-мм немецкой пушки. Кроме того, в дополнении к пушке БЛ-13 появилось требование и на другое орудие, калибра 130 мм. Кроме как запуском программы по созданию «противомышиного» танка, эти тактико-технические объяснить сложно. Именно из них и родился танк, известный как ИС-7.
8476 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Он же спереди
Обнаруженный немецкий танк спровоцировал вторую волну гонки вооружений, аналогичную той, что породила КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Вместо того чтобы сконцентрироваться на совершенствовании уже имеющихся неплохих образцов, конструкторы начали работы по созданию стальных монстров. Даже ИС-4 теперь уже казался устаревшим: по планам на вторую пятилетку 40-х годов, с 1948 года предполагалось выпускать по 2760 тяжёлых танков нового типа (ИС-7) в год. К слову, «Объект 260» оказался далеко не самым тяжёлым и сильно вооружённым. В Челябинске работали над проектом тяжёлого танка «Объект 705», самая его тяжёлая версия должна была иметь пушку калибра 152 мм, а боевая масса составляла бы 100 тонн. Помимо танков, прорабатывались еще и самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм.
8477 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
На музейной площадке, 50-е годы. Хорошо заметно, что на лобовом листе появился след от ещё одного попадания
Вреда вся эта бурная деятельность нанесла ничуть не меньше, чем разработка стальных монстров весной-летом 1941 года. Дело дошло до изготовления опытных образцов ИС-7, хотя на запуск крупной серии правительство всё же не решилось. Безусловно, танк получился выдающийся, но слишком тяжёлый. 18 февраля 1949 года постановлением Совета Министров СССР № 701–270сс разработку и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекратили. Вместо них началась разработка тяжёлого танка, более известного как ИС-5. Позже его приняли на вооружение как Т-10.
Трагизм ситуации состоял в том, что четыре года для советского танкостроения прошли в значительной степени впустую. Единственный достойный противник для ИС-7 всё это время стоял на музейной площадке в Кубинке. Что же касается бывших союзников по Второй мировой войне, то они разработку своих бронированных монстров после войны свернули. Воевать перспективным советским тяжёлым танкам было попросту не с кем.
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 2):
SanekРост76
Рейтинг: 16.67%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Илья
Младший лейтенант
Младший лейтенант
Сообщения: 507
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 1436 раз
Карма: +0/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.

Где Илья » 17 апр 2017, 14:49

Размеры достойные да и вес тоже .
За это сообщение автора Илья поблагодарили (всего 2):
SanekРост76
Рейтинг: 16.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6209
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 19943 раза
Карма: +4/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.

Где Wseb2net » 17 апр 2017, 14:58

Илья писал(а): Размеры достойные да и вес тоже
Только абсолютно бесполезен :wink:
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 2):
SanekРост76
Рейтинг: 16.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Vasya_11
Старший солдат
Старший солдат
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 10 апр 2017
Откуда: Планета Шелезяка
Поблагодарили: 529 раз
Карма: +0/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.

Где Vasya_11 » 17 апр 2017, 16:11

Немцам некуда было средства тратить!
За это сообщение автора Vasya_11 поблагодарили (всего 2):
SanekРост76
Рейтинг: 16.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Полковник
Полковник
Сообщения: 9677
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 54195 раз
Карма: +8/-0
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 2):
SanekРост76
Рейтинг: 16.67%
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 23256
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 96131 раз
Карма: +10/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Sanek » 27 май 2017, 21:47

Lumen, какая у мальчика Адика классная игрушка! :biggrin:
За это сообщение автора Sanek поблагодарил:
Рост76
Рейтинг: 8.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Полковник
Полковник
Сообщения: 9677
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 54195 раз
Карма: +8/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Lumen » 28 май 2017, 12:42

Sanek писал(а): Lumen, какая у мальчика Адика классная игрушка!
Ага, с дистанционным управлением :rofl2:
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 2):
SanekРост76
Рейтинг: 16.67%
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6209
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 19943 раза
Карма: +4/-0
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 6):
иван777444333ГошаSanekМаксимусРост76Lumen
Рейтинг: 50%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 23256
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 96131 раз
Карма: +10/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Sanek » 21 июн 2017, 21:24

Пустышка. А жаль.
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 4):
иван777444333Wseb2netРост76Lumen
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6209
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 19943 раза
Карма: +4/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Wseb2net » 21 июн 2017, 23:30

Sanek писал(а):
21 июн 2017, 21:24
Пустышка. А жаль.
Скажите спасибо, что вообще корпус сохранился. Могли бы после всесторонних расстрелов отправить на переплавку.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
иван777444333SciroccoРост76SanekLumen
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 23256
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 96131 раз
Карма: +10/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Sanek » 25 фев 2018, 23:17

Берем цветной принтер, ножницы и клей :wink:
https://worldoftanks.ru/dcont/fb/media/ ... s_v1_0.pdf
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 4):
иван777444333РейнджерРост76Lumen
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Ё-МАЁ
Старшина
Старшина
Сообщения: 287
Зарегистрирован: 30 мар 2018
Поблагодарили: 1359 раз
Карма: +1/-1
За это сообщение автора Ё-МАЁ поблагодарили (всего 4):
иван777444333SanekРост76Lumen
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 23256
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 96131 раз
Карма: +10/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Sanek » 06 янв 2020, 22:39

Союзный взгляд на мышиную проблему
https://warspot.ru/16260-soyuznyy-vzgly ... u-problemu
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 3):
SciroccoLumenРост76
Рейтинг: 25%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 23256
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 96131 раз
Карма: +10/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Sanek » 12 янв 2021, 20:14

Финальный макет Pz.Kpfw.Maus - именно такой внешний вид имели произведенные машины... Этот макет, как и предыдущие промежуточные, были уничтожены во время бомбардировок заводов Krupp союзниками...
119134 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 4):
WarisdeathГошаLumenРост76
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Полковник
Полковник
Сообщения: 9677
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 54195 раз
Карма: +8/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Lumen » 15 фев 2021, 18:25

Завод Alkett, 24 (по другим источникам 23-го) декабря 1943 года, первая выкатка прототипа Porsche Typ 205/1.
121632 - Завод Alkett, первая выкатка прототипа Porsche Typ 205/1.
К этому моменту единственная башня еще не была готова, поэтому на танк был установлен массогабаритный макет сварной конструкции с массивными рымами по бортам, соответствующий ее весу. Управлял машиной водитель-испытатель Porsche K.G. Карл Генсберг, а из Штутгарта по телефону за заездом следил сам Фердинанд Порше. Один из механиков нарисовал краской на лобовой броне мышку и написал MAUS, что было очень остроумно, принимая во внимание огромные размеры танка. По мнению людей, которым довелось управлять танком, Typ 205/1 был даже легче в управлении, чем Рz.Крfw IV. На испытаниях прототип показал весьма неплохую маневренность.

Но фактически к этому моменту программа #maus была урезана до двух образцов - одного с макетом башни и одного полноценного. Так как часть производителей комплектующих немножко разбомбили союзники... :wink:
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 3):
ГошаSanekРост76
Рейтинг: 25%
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lis1980
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 2963
Зарегистрирован: 24 мар 2019
Откуда: Из дремучего леса
Поблагодарили: 11811 раз
Карма: +2/-0
За это сообщение автора Lis1980 поблагодарили (всего 4):
SanekГошаРост76Lumen
Рейтинг: 33.33%
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lis1980
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 2963
Зарегистрирован: 24 мар 2019
Откуда: Из дремучего леса
Поблагодарили: 11811 раз
Карма: +2/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Lis1980 » 09 май 2021, 02:30

А все-таки куда делись внутренности "мауса"? Причем абсолютно все ;) В заметке в начале этой темы написано, что их начали демонтировать еще в Германии и перевозить в Ленинград для изучения.. но я встречал в инете утверждения, что в 50х мышка была ещё на ходу в Кубинке. Где-нибудь есть информация о судьбе внутренностей танка не в стиле "мне говорили", слухов и обс??
За это сообщение автора Lis1980 поблагодарили (всего 4):
SanekГошаРост76Lumen
Рейтинг: 33.33%
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 23256
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 96131 раз
Карма: +10/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Sanek » 09 май 2021, 03:42

Lis1980 писал(а):
09 май 2021, 02:30
А все-таки куда делись внутренности "мауса"?
Электродвигатели, генераторы и бензиновый движок... наверное изучили, замерили, да и сгнили они на дворе какого-нибудь завода... а кабеля - на медь пустили :wink: Согласитесь, не было смысла и затратно в те годы возвращать все назад и монтировать обратно... это для нас сейчас #maus историческая редкость и ценность, а тогда - никому не нужный металлолом проклятых хфашистов!
Lis1980 писал(а):
09 май 2021, 02:30
в 50х мышка была ещё на ходу в Кубинке.
Мне тоже не попадалась развернутая информация о судьбе начинки танка. Хотя я особо и не искал... Было бы интересно ознакомиться с такой. Присоединяюсь к вашему вопросу :hi:
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 3):
ГошаРост76Lumen
Рейтинг: 25%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Полковник
Полковник
Сообщения: 9677
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 54195 раз
Карма: +8/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Lumen » 28 июн 2021, 22:11

190-ТОННАЯ МЫШЬ, СОБРАННАЯ ИЗ ДВУХ

Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке

По целому ряду причин немецкие танки и самоходные артиллерийские установки привлекают наибольшее внимании среди тех, то посещает военные музеи. Порой дело доходит до маразма. Мне лично известно множество людей, которые вроде как ехали в музей, посвященный английскому танкостроению, а фотографируют исключительно "Тигров" да другой немецкий зверинец. Ничего не поделать, пропаганда пиар-агентства "Старина Геббельс" до сих пор неплохо работает. Всё этот накладывается на то, что про всякие секретные проекты информация стала открыта первой именно по немцам. Хотя что у англичан, что у нас, что у французов такие монстры в загашниках, мало не покажется. Одним словом, если и едут в танковые музеи, то прежде всего за "немцами". Это касается и парка "Патриот", в который ныне входит бывший танковый музей в Кубинке.
133448 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Текущее состояние Pz.Kpfw.Maus.

В ходе программы перемещения экспонатов из бывшего танкового музея на территорию музейной площадки №1 парка "Патриот" немецкий ангар почти опустел. Для кого-то это минус, но смотря как посмотреть. Во-первых, теперь немецкие машины не стоят, как селедки в бочке. Если бы еще не затея с гравием, который является постоянным источником грязи, вообще отлично. К тому же он мешает ходить между машинами. Во-вторых, танки более-менее расставлены по временным периодам. Это позволяет худо-бедно сравнить советскую и немецкую бронетанковую технику, а также их сателлитов. В-третьих, полностью павильон №6 не опустел. Одной из его составляющих являются "монстры вермахта", к ним относятся опытные машины, которые не совсем вписываются в концепцию музейной площадки №1. Или которые попросту слишком тяжелые.
133451 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Вот так он именовался официально - Pz.Kpfw.Maus, или Pz.Kw.Maus. Индексы вроде Pz.Kpfw.VIII и прочих являются больной фантазией. Как говорится, закусывать надо.

Самым известным и одновременно самым тяжелым экспонатом Технического центра, как теперь именуется бывший танковый музей в Кубинке, является немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus. Вокруг этого танка до сих пор наблюдается ореол различных мифов, даже его обозначение, в большинстве случаев, указывается неверно. Смех ситуации в том, что по данной машине хватает публикаций, но это не сильно помогает. За те два раза, что я посетил открытый 12 июня Технический центр, услышал немало грустного и смешного. Небылицы, которые, в своё время еще и наплодили бывшие экскурсоводы, плотно ушли в народ, а уж про "специалистов" из этих наших интернетов и говорить не приходится. Так что созрел своеобразный культпросвет о самом тяжелом в истории танке. Не уверен, что сильно поможет, но, как говорится, попытка - не пытка.
133452 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Оба образца Typ 205 перед отправкой в Куммердорф. Фото сделано на складе железнодорожной станции Рухлебен, Берлин, в январе 1945 года.

Для начала, о количестве выпущенных Pz.Kpfw.Maus. Иногда ходят слухи про 3 выпущенных экземпляра, но на самом деле всё прозаично. После того, как в ночь с 25 на 26 июля 1943 года разбомбили заводы Krupp в Эссене, по программе Pz.Kpfw.Maus был нанесен непоправимый удар. 18 августа стало ясно, что в ближайшей перспективе возможна сборка не более 30 комплектов корпусов и башен. И это было еще крайне оптимистичным прогнозом. Krupp являлся одним из ключевых поставщиков вооружения и военной техники, включая и корпуса. По этой причине 27 октября 1944 года Управление Вооружений Сухопутных Войск дало указание полностью переключиться на выпуск StuG IV, а число выпускаемых Pz.Kpfw.Maus ограничили 2 образцами. Первый, Typ 205/I, строился с массогабаритным макетом башни, а второй, Typ 205/II, являлся единственным полноценным танком. Предварительная сборка обеих машин проходила силами завода Alktett на юго-востоке Берлина, дособирали их под Бёблингеном. В 1944 году Krupp работал над сборкой оставшегося задела корпусов и башен, в итоге получилось еще 6 корпусов и 7 башен. Но они танками так и не стали: в июле 1944 год последовала команда работы прекратить, задел распределили по складам Krupp в Эссене и Меппене.
133453 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Мышиная смерть.

Следующий момент, который часто будоражит неокрепшие умы - это боевое применение Pz.Kpfw.Maus. Кто-то рисует эпические картины превозмогания мега-танка Порше, кто-то вообще считает, что боевого применения не было. На самом деле не правы обе стороны. Боевое применение было, но оказалось оно совсем не таким героическим, как некоторые думают. К началу 1945 года оба танка оказались на Куммерсдорфском полигоне. К тому моменту Typ 205/II получил дизельный мотор MB 517. Где-то в этот промежуток времени были проведены испытания обстрелом корпуса Typ 205/I, зачем и кто, история умалчивает. Что же касается Typ 205/II, то в марте 1945 года танк включили в состав сил, оборонявших Цоссен. В этом месте ставка располагалась ставка германского Генштаба, а южнее находится Вюнсдорф, один из главных тренировочных центров. Между ними находится Вальдштадт, относящийся к Цоссену (у нас это место в документах обозначили как Штамлагер). Вот там и занял боевую позицию немецкий сверхтяжелый танк.
133454 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
В таком виде был захвачен Typ 205/I. Идет подготовка к сдергиванию башни.
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Lumen
Полковник
Полковник
Сообщения: 9677
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Поблагодарили: 54195 раз
Карма: +8/-0

Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus

Где Lumen » 28 июн 2021, 22:17

Судя по тому, как разместили танк, он должен был перекрывать огнем пересечение улиц Цеппелинштрассе, Гетенергштрассе и Церенсдорфер штрассе. Предполагаемый бой должен был состояться в ночь с 21 на 22 апреля 1945 года, даже противник известен - 53-я гвардейская танковая бригада. Но боя не состоялось. У Pz.Kpfw.Maus стуканул мотор, после чего он намертво встал в секторе, который не позволял простреливать улицы. Оказавшись в западне, экипаж попросту подорвал танк. То есть участие в боевых действиях теоретически было, а вот именно с боем как-то не срослось. Вторая же машина так и оставалась на поле на Куммерсдорсфском полигоне, где ее и далее захватили. Танк находился в нерабочем состоянии, но не подорван.
133455 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Информация по "Маусам", датирвоанная июнем 1945 года.

А вот что было дальше, это уже отдельный вопрос. Документы лета 1945 года четко говорят о том, где и какой танк был захвачен. Больше того, в июне 1945 года ГБТУ КА четко знало, какая судьба была у какого танка, где собирались, кто конструктор и так далее. Ну а дальше были мемуары и отчасти художественная литература. Первым про три "Мауса" написал В.С. Архипов в мемуарах "Время Танковых Атак", изданных в 1981 году. Там у него захвачено три танка, со "снарядами в масле". Нет, три больших трофейных танка в судьбе командира 53-й гвардейской танковой бригады были, но другие и в другое время. А именно три Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, башенные 502 и 102, плюс подбитый и завязший в воронке башенный 243. Дело было в августе 1944 года. Одним словом, спустя 35 лет в сознании Василия Сергеевича один эпизод наложился на другой. А потом была книга "Конструктор Боевых Машин", посвященная Ж.Я.Котину. Там представлена еще более удивительная история, где также фигурирует три "Мауса". Причем один вообще в Берлине. Это к вопросу о мемуарах.
133456 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
А вот эта удивительное повествование из "Конструктора Боевых Машин". Отсыпьте мне того же!

Дальнейшие события развивались следующим образом. Сначала было составлено краткое техническое описание подорванного Typ 205/II. Оно имело ряд ошибок с точки зрения оценки вооружения, боевой массы и других деталей, но ошибки оказались очень похожи на первые английские и американские отчеты. Да и ошибками это назвать сложно. Скорее всего, наши военные получили ровно ту же информацию, что и их зарубежные коллеги. Изначально, действительно, танк имел боевую массу 120 тонн, но по ходу разработки масса росла. Менялось и вооружение. Самое же главное, что за первым отчетом последовала гораздо более точная информация. Это стало возможно благодаря документам, добытым в Цоссене, Берлине и на Куммерсдорфском полигоне.
133457 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Сверху Typ 205/I как есть, снизу то, что ныне стоит в Кубинке. Отметины все видят?

Далее последовала команда демонтировать агрегаты с обоих захваченных танков, а башню Typ 205/II установить на шасси Typ 205/I. Собирали этот конструктор на Куммерсдорфском полигоне, куда, на тягачах, оттащили все запчасти. Агрегаты позже уехали в филиал НИИ-100, он же позже ВНИИ-100. Как раз в это самое время шли работы по электромеханической трансмиссии для тяжелого танка ИС-7. Немецкий сверхтяжелый танк, в этом плане, представлял большой интерес, поскольку на нем удачно реализовали данную схему. У нас электромеханическая трансмиссия создавалась с переменным успехом, так что немецкая разработка была очень кстати.
133458 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Стрелочками показаны попадания, сделанные на НИБТ Полигоне. Остальные попадания немецкие.

Отдельный разговор следует поднять по поводу отметин от попаданий, которые сейчас находятся на танке. Обычно на эти отметины показывают, рассказывая про испытания в Кубинке (а порой и о факте боевого применения), но это некоторое лукавство. "Советских" попаданий на танке всего 4 штуки, а вот немецких гораздо больше. К моменту, когда Typ 205/I был захвачен частями Красной Армии, на его лобовом листе, а также правом борту, красовались отметины. Характер попаданий говорит о том, что били по нему чем-то крупнокалибеным. Совсем не нулевым вариантом является гипотеза об обстреле одного "Мауса" орудием второго "Мауса". Зачем - "потому что как бы вот". Решили проверить мощь орудия, например, программа Pz.Kpfw.Maus всё равно закрыта, чего его жалеть. Танк, в любом случае, не боевой.
133459 - Немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw.Maus
Еще два попадания в бортах корпуса и башни. Они также сделаны уже в Кубинке.
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Бронетехника»