Немецкие инженеры всегда славились нестандартным подходом к решению самых разных задач. Подобный подход нередко приводил к появлению весьма и весьма оригинальной техники. К примеру, в попытках создать специальную машину для проделывания проходов в минных полях немецкая промышленность предложила несколько необычных образцов. Одним из них стала машина, известная под названиями Alkett Minenräumer, Räumer S и Vs.Kfz.617.
К сожалению, большая часть сведений о проекте Alkett Minenräumer до определенного времени оставалась неизвестной. Со временем исследователям удалось установить примерную историю этой разработки. Были сняты все основные вопросы, а оставшиеся неточности теперь касаются только отдельных нюансов, конкретных сроков тех или иных работ и т.д. К счастью для историков и любителей техники, при всем дефиците сведений, единственная известная машина типа Vs.Kfz.617 была сохранена и до сих пор является музейным экспонатом.
По имеющимся данным, предложение о создании перспективного минного тральщика появилось в 1940-41 годов после завершения первых немецких операций в Европе. С учетом опыта боевых действий и в результате анализа применения минно-взрывных заграждений было решено разработать новую технику, предназначенную для проделывания проходов в минных полях. В течение нескольких следующих лет немецкой промышленностью были разработаны несколько новых проектов, отличавшихся множеством любопытных нововведений.
Общий вид тральщика.
Один из проектов нового тральщика создавался в рамках совместной работы фирм Alkett, Krupp и Mercedes-Benz. В основу нового проекта были положены необычные идеи. Некоторые существующие системы разминирования в то время строились на основе буксируемого каткового трала, который должен был наезжать на мины и вызывать их срабатывание. В новом проекте предлагалось отказаться от использования отдельного трала, интегрировав его в конструкцию бронемашины. Для инициации подрыва боеприпасов предлагалось использовать построенную особым образом ходовую часть тральщика.
В разных источниках встречаются несколько обозначений совместного проекта трех фирм. Эту машину именуют как Vs.Kfz.617, Alkett Minenräumer, Räumer S и т.д. По имеющимся данным, появлению одного из этих обозначений поспособствовал выбор фирмы, которая отвечала за строительство прототипа. Опытный образец по новому проекту был построен фирмой Alkett, из-за чего, в частности, участие в разработке двух других организаций нередко не учитывается.
Ввиду специфической боевой задачи экипаж перспективного тральщика должен был иметь соответствующую защиту от ударной волны и осколков мин. По этой причине машина должна была иметь броневой корпус с приемлемым уровнем защиты. Его предлагалось строить из листов толщиной от 10 до 40 мм. Бронирование машины разрабатывалось с учетом защиты от атак из передней полусферы и подрыва взрывных устройств под элементами ходовой части.
Корпус машины Minenräumer должен был состоять из большого количества броневых листов разных форм и размеров, соединенных между собой при помощи сварки. Лобовая часть корпуса состояла из нескольких листов, установленных под разными углами к вертикали, и имела характерный внешний вид. Верхний лобовой лист корпуса оснащался смотровым люком механика-водителя. Центральная часть корпуса имела прямоугольное сечение, а корма была выполнена сужающейся. Кроме того, днище кормовой части корпуса было заметно поднято относительно остальных участков. Для усиления защиты днище получило разнесенное бронирование с внешним 40-мм листом и внутренней деталью толщиной 20 мм. Кроме того, днище усиливалось дополнительными ребрами жесткости.
Машина во время испытаний.
Для самообороны тральщик получил башню с пулеметным вооружением. Этот агрегат без каких-либо изменений заимствовался у легкого танка Pz.Kpfw.I и монтировался в передней части крыши. Вооружение состояло из одного пулемета MG34. Конструкция башни позволяла вести огонь в пределах широких секторов.
В передней части корпуса помещалось отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. Водитель должен был наблюдать за обстановкой через люк лобового листа, а в распоряжении командира имелись смотровые приборы поворотной башни. Для доступа в обитаемый отсек использовались люки в крыше корпуса и башни.
Рядом с отделением управления должны были располагаться некоторые агрегаты трансмиссии. Двигатель поместили в центре корпуса, а корма отдавалась под системы управления, соединенные с агрегатами ходовой части. В крыше корпуса предусматривался набор люков и решеток для обслуживания двигателя и других агрегатов силовой установки.
В качестве основы силовой установки был предложен карбюраторный двигатель Maybach HL 120 мощностью 300 л.с. Он устанавливался в центре корпуса, со сдвигом к корме. Через главный фрикцион, восьмиступенчатую коробку передач и другие агрегаты, аналогичные применявшимся на танках того времени, крутящий момент должен был поступать на ведущие колеса.
Самой интересной особенностью проекта Räumer S являлась необычная ходовая часть, призванная выполнять обязанности каткового трала. Перспективный тральщик получил три сравнительно крупных колеса оригинальной конструкции. На бортах передней части корпуса крепились два колеса диаметром 1,9 м. На их внешней поверхности подвижно закреплялась специальная цепь сложной формы. На этой цепи предлагалось монтировать особые металлические блоки-башмаки. Во время движения десять блоков должны были поочередно опускаться на землю и служить опорой для машины. Размеры опорной поверхности «башмаков» передних колес составляло 630х630 мм.
Секция цепи, установленной на колесах.
Единственное заднее колесо имело диаметр 1460 мм и так же оснащалось цепью с десятью блоками-опорами. При этом использовались блоки меньших размеров – 630х315 мм. Заднее колесо устанавливалось в П-образной вилке на поворотном основании. За счет вращения заднего колеса вокруг вертикальной оси машина должна была менять направление движение и тем самым выполнять маневры.
Общая длина перспективного тральщика Alkett Minenräumer составляла 6,5 м. Ширина по внешней поверхности блоков-башмаков достигала 3,17 м, высота – 2,8 м. За счет использования оригинальной ходовой части с максимально возможным подъемом корпуса клиренс достиг 800 мм. Предполагалось, что это позволит в некоторой мере снизить воздействие взрывной волны и осколков на корпус. Боевая масса машины превышала 38,25 т.
Необычный облик и нестандартная ходовая часть тральщика были обусловлены необходимостью решения поставленной задачи специфическим образом. Проводить разминирование при помощи Räumer S предлагалось следующим образом. Машина должна была выезжать на минное поле и двигаться по нему, сохраняя направление движения. Тяжелая бронемашина с оригинальной ходовой частью должна была наезжать на взрывные устройства и провоцировать их подрыв. Размеры и прочность опор-башмаков, по расчетам авторов проекта, позволяли выдерживать подрыв противопехотных и противотанковых мин. При необходимости можно было заменять пришедшие в негодность «башмаки» новыми.
При подрыве найденного боеприпаса ударная волна и осколки должны были задерживаться металлическими элементами ходовой части. Не задержанные осколки должны были попадать в днище корпуса и останавливаться им. Двойное днище с разнесенным бронированием так же предназначалось для защиты экипажа и агрегатов от ударной волны взрыва.
Модель тральщика, вид сверху.
После прохода тральщика Alkett Minenräumer по минному полю должны были образовываться три очищенные от боеприпасов полосы шириной по 630 мм. Два передних крупных колеса образовывали широкую колею, а часть промежутка между ними «обрабатывалась» задним колесом. При этом, однако, между этими полосами оставались два участка такой ширины порядка 630 мм, на которых могли оставаться потенциально опасные объекты. Таким образом, тральщик нового типа являлся системой колейного типа и оставлял проход, пригодный для движения различной бронетехники или пехоты, но требующий особого внимания.
Согласно некоторым источникам, единственный прототип перспективного тральщика был построен фирмой Alkett в 1942 году. В дальнейшем, по-видимому, машина прошла некоторые испытания, после чего осталась без работы. Последующие события позволяют предполагать, что в ходе испытаний опытный тральщик не смог показать себя в качестве хорошего и эффективного средства для борьбы с минами противника. По этой причине машину отправили на хранение, где она находилась до конца войны.
Известны различные версии того, как единственный прототип машины Räumer S стал трофеем Красной армии. Ранее упоминалось, что эту машину в 1943 году доставили в район Курска, а после начала наступления советских войск, не имея возможности эвакуировать, закопали. Также существовали версии, согласно которым машину бросили при отступлении в Белоруссии или в Польше. Тем не менее, на самом деле тральщик обнаружили гораздо позже и на территории Германии.
Весной 1945 года единственный тральщик Alkett Minenräumer был обнаружен на одном из немецких заводов, где простаивал без дела после завершения испытаний. Примечательно, что при отступлении немецкие войска не попытались повредить или уничтожить эту бронемашину. Это позволяет предполагать, что ее считали неудачной и не стоящей затрат сил и времени на разрушение. Благодаря такому решению противника советские специалисты получили возможность изучить интересный образец и сделать некоторые выводы.
Рабочее место механика-водителя.
Известно, что не позднее лета 1947 года советские военные не только изучили конструкцию тральщика, но и провели его испытания. Выяснилось, что трофейная машина имеет ряд серьезных недостатков, затрудняющих ее эксплуатацию и ухудшающих основные характеристики. Так, подвижность машины со сложной ходовой частью оставляла желать лучшего. Кроме того, она была слишком крупной и заметной для артиллерии противника, что могло помешать проделыванию прохода на минном поле. 40-мм листы могли защитить машину только от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. Вооружение в виде готовой башни с пулеметом так же сочли неудачным. Из-за большой высоты колес с «башмаками» затруднялось ведение огня в боковых полусферах.
Поводом для критики также стала невозможность проделывания сплошного прохода шириной в несколько метров: как уже упоминалось, три колеса могли обезвреживать лишь участки шириной 630 мм со схожими промежутками между ними. Тем не менее, было решено проверить тральщик на практике. Машина с экипажем, буксируемая танком, была выведена на учебное минное поле. Конструкция ходовой части и корпуса выдержала подрыв противотанковой мины, однако экипаж получил контузию от взрывной волны. После этого испытания были завершены.
Результаты советских испытаний были неоднозначными. Действительно, тральщик Alkett Minenräumer мог бороться с минами различных типов и проделывать проходы в заграждениях. Тем не менее, существовал большой риск поражения машины артиллерией противника, а кроме того, экипаж рисковал получить контузии или иные травмы при подрыве сравнительно мощных боеприпасов под колесами. Практическое применение подобной техники не представлялось возможным.
После завершения испытаний на советском полигоне немецкий тральщик вновь вернулся на хранение без каких-либо реальных перспектив. В дальнейшем его передали бронетанковому музею в Кубинке, где он и хранится до сих пор. Этот необычный музейный экспонат и сейчас привлекает повышенный интерес посетителей, однако военных он заинтересовать не смог. Как следствие, интересный и необычный проект, основанный на нестандартных идеях, не дошел до практического применения и не дал никаких реальных результатов. Кроме того, не нашли применения оригинальная архитектура и заложенные в ней принципы работы.
Минный тральщик Alkett Minenräumer
Обсуждение инженерных средств и техники
Сообщений: 1
• Страница 1 из 1
-
Автор темы - Старший модератор
- Спонсор форума
- Сообщения: 3058
- Зарегистрирован: 02 дек 2016
- Откуда: Украина
- Поблагодарили: 14481 раз
- Карма: +6/-0
Минный тральщик Alkett Minenräumer
Где иван777444333 » 08 фев 2017, 20:51
иван777444333
Сообщений: 1
• Страница 1 из 1
Вернуться в «Инженерные средства и техника»
Перейти
- FAQ по работе форума
- О форуме
- ↳ Правила форума
- ↳ Обсуждение, предложения и замечания по работе форума
- ↳ Модерирование
- История
- ↳ Древний мир
- ↳ Средние века (476 - 1453 гг.)
- ↳ Новое время (1500 - 1914 гг.)
- ↳ Наполеоновские войны
- ↳ Русско-турецкие войны и события в регионе
- ↳ Крымская война
- ↳ Европейские войны второй половины 19-го века
- ↳ Русско-японская война
- ↳ События в остальном мире
- ↳ Первая мировая
- ↳ На Западном фронте без перемен
- ↳ Восточный и итальянский фронты - Азия - Дальний Восток - события в колониях
- ↳ Битвы "кукурузников"
- ↳ Морские сражения
- ↳ Первая половина двадцатого века
- ↳ Украина - недолгие годы независимости
- ↳ Гражданская война в России
- ↳ Вторая мировая
- ↳ Западный фронт и Африка
- ↳ Восточный фронт
- ↳ Тихий океан
- ↳ Война в воздухе
- ↳ Война на море
- ↳ Послевоенное время и современность
- ↳ Украинская повстанческая армия
- ↳ Войны в Юго-Восточной Азии
- ↳ Локальные и региональные конфликты
- ↳ Холодная война
- ↳ События в CCCР
- ↳ СССР в Афганистане
- ↳ Югославские войны
- ↳ Чеченские компании
- ↳ Войны Израиля
- ↳ Ближний Восток
- ↳ Из жизни разных стран
- ↳ Современные события в Украине (в т.ч. АТО на Донбассе)
- ↳ С древнейших времен до наших дней...
- ↳ Альтернативная история
- История и современность вооружений и техники
- ↳ Сухопутные силы
- ↳ Бронетехника
- ↳ Армейский транспорт
- ↳ Ствольная артиллерия - минометы - гранатометы и ракетная техника
- ↳ Боеприпасы сухопутных армий (кроме стрелковых)
- ↳ Авиация
- ↳ Гражданская авиация и общие авиационные вопросы
- ↳ Авиационное вооружение и боеприпасы
- ↳ Космическая техника
- ↳ Средства ПВО
- ↳ Флот
- ↳ Ракетно-артиллерийское вооружение кораблей и судов
- ↳ Минно-торпедное вооружение кораблей и судов
- ↳ Фортификационные сооружения
- ↳ Оружие массового поражения
- ↳ Радиоэлектронное оборудование
- ↳ Инженерные средства и техника
- ↳ Средства индивидуальной защиты
- История и современность стрелкового и холодного оружия
- ↳ Боевое стрелковое оружие
- ↳ Гражданское и охотничье стрелковое оружие
- ↳ Пневматическое и страйкбольное стрелковое оружие
- ↳ Боеприпасы к стрелковому оружию
- ↳ Холодное оружие
- ↳ Макеты и реплики стрелкового оружия
- ↳ Юридические вопросы
- Музеи, выставки и частные коллекции
- ↳ Музеи и выставки
- ↳ Коллекции
- Реконструкция
- ↳ Новобранцы, вам сюда!
- ↳ Дембельский альбом
- ↳ На первый второй рассчитайсь!
- ↳ История униформы
- ↳ История личного и бытового инвентаря
- Страйкбол
- ↳ Обсуждение мероприятий
- ↳ Обсуждение страйкбольного оружия
- ↳ Обсуждение экипировки и обмундирования
- ↳ Общение на разные страйкбольные темы
- Собиратель
- ↳ Нумизматика
- ↳ Бонистика
- ↳ Фалеристика
- ↳ Бумага
- ↳ Филателия
- ↳ Разное
- Черно-белая и "цветная" археология
- ↳ Вопросы новичков
- ↳ Общие вопросы археологии
- ↳ Техника и инструмент для поиска
- ↳ Карты и GPS навигация
- ↳ Рыбные места и фотоотчёты о копе
- ↳ Найденное
- ↳ Предания старины глубокой
- ↳ Монеты и денежные знаки
- ↳ Сокровища Флинта
- ↳ Стрелковое оружие и его фрагменты
- ↳ Боеприпасы и ВОП
- ↳ Техника и прочее тяжелое вооружение
- ↳ Предметы военной истории (не оружие)
- ↳ Фотографии и документы
- ↳ Предметы быта
- ↳ Бабушкин сарай
- ↳ А выкинуть жалко!
- ↳ Что это вообще такое?
- Добрые дела...
- ↳ Внимание! - благотворительность
- ↳ Подарю!
- Купля-продажа, обмен макетов массогабаритных (ММГ) и запчастей к ним
- ↳ ММГ исторического оружия до 1945 года
- ↳ ММГ пистолетов и револьверов
- ↳ ММГ винтовок
- ↳ ММГ пистолетов-пулеметов и автоматов
- ↳ ММГ пулеметов
- ↳ ММГ прочее
- ↳ ММГ боеприпасов и ВОП
- ↳ Запчасти и комплектующие для ММГ исторического оружия
- ↳ ММГ современного оружия после 1945 года
- ↳ ММГ современного короткоствольного оружия
- ↳ ММГ современных винтовок
- ↳ ММГ современного автоматического оружия
- ↳ ММГ прочих категорий
- ↳ ММГ современных боеприпасов и ВОП
- ↳ Запчасти и комплектующие для ММГ современного оружия
- ↳ Куплю
- ↳ Обмен
- Купля-продажа оружия (не ММГ)
- ↳ Страйкбольное оружие
- ↳ Сигнальное и шумовое оружие
- ↳ Гражданское оружие
- ↳ Охотничье оружие
- ↳ Запчасти и комплектующие гражданского и охотничьего оружия
- ↳ Принадлежности и химия для ухода и ремонта
- ↳ Релоадинг
- ↳ Разрешенные к обороту и продаже боеприпасы, пороха, ракеты, дымы...
- ↳ Куплю
- ↳ Обмен
- Оружейные услуги
- ↳ Ищу оружейные услуги
- ↳ Предлагаю оружейные услуги
- Прочие услуги
- ↳ Ищу прочие услуги
- ↳ Предлагаю прочие услуги
- Купля-продажа других предметов
- ↳ Холодное оружие
- ↳ ММГ холодного оружия до 1945 года
- ↳ ММГ холодного оружия после 1945 года
- ↳ Коллекционное и раритетное холодное оружие
- ↳ Не запрещенные законом колюще-режущие предметы
- ↳ Сколько стоит?
- ↳ Униформа, обувь, каски и знаки различия
- ↳ Вещи до 1939 года
- ↳ Вторая мировая война
- ↳ Германия
- ↳ СССР
- ↳ Другие страны
- ↳ СССР 1946-1991
- ↳ Послевоенное и современное
- ↳ Предметы экипировки и снаряжения
- ↳ Снаряжение до 1945 года
- ↳ Снаряжение после 1945 года
- ↳ Милитари электроника
- ↳ Продукты питания
- ↳ Монеты и банкноты
- ↳ Монеты от древности до средневековья
- ↳ Монеты и банконоты нового времени до 1918 года
- ↳ Российская Империя
- ↳ Германия
- ↳ Франция
- ↳ Великобритания
- ↳ Европа
- ↳ Страны мира
- ↳ Монеты и банкноты первой половины 20-го века 1918-1945
- ↳ Украина
- ↳ РСФСР-СССР
- ↳ Германия
- ↳ Другие государства
- ↳ Современные монеты и банкноты
- ↳ Украина
- ↳ СССР после 1945 года
- ↳ Страны мира
- ↳ Награды
- ↳ Украина
- ↳ Германия до 1945 года
- ↳ Российская Империя до 1917 года
- ↳ СССР
- ↳ Прочие государства
- ↳ Значки
- ↳ Изделия ручной работы
- ↳ Техника - Продам танк!
- ↳ Бронетехника
- ↳ Тяжелое вооружение
- ↳ Авиатехника
- ↳ Автотехника
- ↳ Мототехника
- ↳ Морское и речное
- ↳ Различные запчасти и приборы
- ↳ Фотографии, карты и документы
- ↳ Личные и бытовые вещи
- ↳ Антиквариат и предметы исскуства
- ↳ Книги
- ↳ Филателия
- ↳ Масштабные модели-копии и все с ними связанное
- ↳ Военно-историческая миниатюра
- ↳ Приборы, снаряжение и экипировка для поиска
- ↳ Инструменты
- ↳ Разное
- ↳ Куплю
- ↳ Куплю ХО
- ↳ Куплю униформу и снаряжение
- ↳ Куплю награды
- ↳ Куплю значки
- ↳ Куплю монеты и банкноты
- ↳ Куплю историческую технику - запчасти и целиком
- ↳ Куплю приборы и снаряжение для поиска и различный инструмент
- ↳ Куплю антиквариат и предметы исскуства
- ↳ Куплю личные, бытовые вещи и продукты питания (сухпайки)
- ↳ Куплю книги и другую печатную продукцию
- ↳ Куплю миниатюру и модели-копии
- ↳ Куплю филателию
- ↳ Куплю разное
- ↳ Обмен
- ↳ На правах рекламы
- Оценка предметов коллекций
- ↳ Копия или нет?
- ↳ Сколько стоит?
- ↳ Предметы военной и военно-исторической направленности
- ↳ Прочие предметы коллекционирования
- Обсуждение продавцов, покупателей и предметов продаж
- ↳ Черный список
- ↳ Белый список
- ↳ Обсуждение выставленных на продажу предметов
- Мастерская
- ↳ Оружейная мастерская
- ↳ Фабрика
- ↳ Гараж
- ↳ Очумелые ручки
- Моделизм
- ↳ Солдатики
- ↳ Наземная техника
- ↳ Флот
- ↳ Авиация и космонавтика
- ↳ Другие модели
- ↳ Коллекции и выставки - самое разное
- ↳ Секреты модельного мастерства
- ↳ Болталка моделистов
- Разговоры обо всем (флуд)
- ↳ Альбомы пользователей
- ↳ Книги
- ↳ Фильмы
- ↳ Музыка
- ↳ Компьютерное и игровое
- ↳ Автомобили
- ↳ Братья наши меньшие
- ↳ Курилка
- ↳ Болталка с ChatGPT
- ↳ Поздравления
- ↳ Нужен совет или помощь