Зенитные башни
С началом Второй мировой войны немецкое руководство, несмотря на заявления Геринга о том, что ни единой бомбы не упадет на территорию Рейха, столкнулось с проблемой бомбардировок английской авиации крупных города. Гитлер распорядился в первую очередь защитить Берлин. Немцы за решение проблемы взялись основательно. В связи с тем, что зенитным орудиям необходим сектор обстрела все 360 градусов и угол подъёма ствола не ниже 30-40 градусов, было решено поднять их над окружающей застройкой, установив в специальных башнях, которые одновременно служили бомбоубежищами.
Наличие свободной зоны также было необходимо для зенитных прожекторов и звукопеленгаторов , особенно для последних, поскольку отражённый от высоких местных предметов звук моторов вражеских самолётов приводил к ошибкам в азимуте цели (направлении на летящий самолёт) до 180 градусов. Открытое пространство требовалось и оптическим дальномерам, на которые делалась основная ставка в условиях ясной погоды, зрительным трубам, биноклям и т. п.

К середине лета 1940 года были выработаны основные требования к этим сооружениям. Под руководством Альберта Шпеера профессор архитектуры Фридрих Таммс спроектировал эти сооружения, попытавшись при этом вписать их в архитектуру городов. Последним толчком к строительству башен явился первый налёт на Берлин 29 британских бомбардировщиков в ночь на 26 августа 1940 года, после которого Гитлер немедленно утвердил проекты и санкционировал строительство зенитных башен в трёх крупнейших городах Германии — Берлине, Гамбурге и Вене. Проектирование и сооружение зенитных башен было поручено Организации Тодта. Первые три комплекса были построены в Берлине буквально за несколько месяцев.
Башни строились не отдельными строениями, а комплексом сооружений. Каждый комплекс состоял из двух башен:
G-башня (нем. Gefechtsturm) или боевая башня, также известная как оружейная башня или большая зенитная башня;
L-башня (нем. Leitturm) или главная башня, также известная как башня управления огнём, командирская башня или малая зенитная башня.
Боевые башни предназначались для концентрации на себе огневых средств, башни управления — средств управления огнём. При этом боевые башни и башни управления располагались на удалении друг от друга от 160 до 500 метров для нивелирования воздействия артиллерийского огня на системы управления им, такими как задымление от огня, ослепление вспышками при ночной стрельбе и т. п. Между собой башни были связаны подземными линиями связи, электрокабелями, водопроводами.
Боевая башня оснащалась четырьмя тяжёлыми зенитными установками. Первоначально это были одноствольные калибра 105 мм (10,5 cm FlaK 38/39), позднее заменённые спаренными установками калибра 128 мм (12,8 cm Zwillingflak 42) и ещё позднее их модификацией (12,8 cm Zwillingflak 44). Кроме того, каждая боевая башня имела до восьми 20-мм счетверённых зенитных установок (2 cm Flakvierling 38) и до двенадцати 20-мм одноствольных зениток (2 cm FlaK 38) для собственной защиты от низколетящих самолётов штурмовиков. Вот сохранившаяся в Гамбурге боевая башня первого поколения.

Башня управления предназначалась для размещения командного пункта, вычислительного центра, вспомогательных служб, а главное, для размещения на боевой платформе в верхней части башни радиолокатора типа FuMG 39(Т) Würzburg с дальностью обнаружения от 32 до 40 км. Позднее ставился радиолокатор FuMG 65 Wüzburg-Riese с дальностью обнаружения от 50 до 70 км. Кроме того, на башне размещались оптические дальномеры, посты визуального наблюдения, а по некоторым данным и зенитные прожектора типа Flakscheinwerfer 40 с диаметром зеркала 2 метра, типа Flakscheinwerfer 37 или Flakscheinwerfer 35 с диаметром зеркала 1,5 метра.

Данные для стрельбы передавались на орудия с прибора управления огнём Kommandogerät 40, установленный на командном пункте башни управления, который в хорошую погоду использовал данные оптического дальномера, а в плохую данные радиолокатора. Кроме того, при необходимости прибор управления огнём мог получать данные автоматически с башен управления других зенитных комплексов города. Для этого имелся специальный прибор под названием Flak-Umwerte-Gerät «Malsi». Башни управления для защиты от атак низколетящих штурмовиков располагали собственными четырьмя — двенадцатью 20-мм одноствольными или счетверёнными установками. Система работы комплекса строилась на том, что башня управления по линиям автоматизированной связи получала от постов радиолокационного наблюдения, располагаемых на удалении до 40 км от города и оснащённых радиолокаторами типа «Фрейя» с дальностью обнаружения до 80 км.
Зенитные башни стали возводить и в других городах Германии (было разработано еше 2 модификации). В Гамбурге были введены в строй два боевых комплекса 2-х разных поколений: 1-го и 2-го. Причём боевая башня 1-го поколения осталось единственной сохранившейся. В Вене построены 3 комплекса: один 2-го поколения и два 3-го поколения. Все сохранились до наших дней. В Берлине строились только комплексы 1 поколения. Поскольку после окончания войны Берлин был поделён между бывшими союзниками, все берлинские башни были взорваны и снесены ими во избежания использования башен в каких-либо военных целях.