Хеллдайвер

Обсуждение вооружений и техники авиации
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Влад Бевх
Полковник
Полковник
Сообщения: 3417
Зарегистрирован: 23 май 2019
Поблагодарили: 14469 раз
Карма: +11/-0

Хеллдайвер

Где Влад Бевх » 02 май 2021, 13:02

(с)
19 января 1940 года впервые поднялся в воздух XSB2B-1 - первый прототип палубного пикирующего бомбардировщика Кертисс SB2С "Хеллдайвер", пожалуй, лучшего одномоторного пикировщика Второй Мировой войны.

Название "Хеллдайвер" было традиционным для американских довоенных машин этого класса, до SB2С его его носили еще два самолета, первый из которых появился в 1925 году. Слово Helldiver (в буквальном переводе "адский ныряльщик") на самом деле является американским названием одной из разновидности уток-поганок, а именно - каролинской или пестроклювой поганки. Свое "инфернальное" прозвище она получила за умение отвесно пикировать в воду с большой высоты, охотясь за рыбой.

SB2С тоже умел пикировать под углом, близким к 90 градусов, а для снижения скорости при этом маневре служили большие тормозные щитки на задней кромке крыла, которые раскрывались "зонтом" и оказались весьма эффективными. По словам одного из летчиков-испытателей, при раскрытии щитков, ощущение было такое, "будто с разбегу врезался в стену."

Благодаря продуманной конструкции и мощному 1700-сильному мотору, впоследствии форсированному до 1900 л.с., самолет имел весма приличные летные характеристики и бомбовую нагрузку, достигавшую 2000 фунтов (более 900 кг). Столько же поднимал советский двухмоторный пикировщик Пе-2, но при этом его предельная дальность полета составляла всего 1200 км, а "Хеллдайвер" даже без подвесных баков летал на 1800.

Самолет мог использоваться в качестве штурмовика, для этого у него в крыле имелись четыре крупнокалиберных пулемета, а под крылом можно было подвесить 8 тяжелых 127-миллиметровых ракет HVAR. С 1943 года вместо пулемтов начали устанавливать две 20-миллиметровые пушки.

Для самозащиты служила спарка пулеметов "Браунинг" с огромным боекомплектом (по 2000 патронов на ствол) на механизированной кольцевой турели с гидроприводом. Ничего подобного на советских самолетах времен войны не было. Турели "илов" и "пешек" приводились в действие вручную, за счет мускульной силы стрелка. Для улучшения аэродинамики и расширения зоны обстрела было применено оригинальное решение: перед стрельбой задняя часть фюзеляжа между стрелковой кабиной и килем опускалась и складывалась "гармошкой".

Боевая нагрузка размещалась в закрытом отсеке, вмещавшим две тяжелые 1000-фунтовые (454-кг) бомбы или четыре 500-фунтовых (227 кг). При пикировании они выводились из круга вращения винта с помощью специальных откидных трапеций как на немецком "Юнкерсе" Ju-87. Также машина могла поднять одну 2000-фунтовую бомбу, но из-за ее габаритов створки бомбоотсека при этом оставались открытыми.

Для выдерживания перегрузок при выводе из пикирования самолет обладал повышенной прочностью, что было нелегко совместить со складным крылом, необходимым для того чтобы самолет помещался на платформе стандартного лифта-самолетоподъемника американского авианосца.

В общем, машина была сложная и высокотехнологичная, поэтому неудивительно, что поначалу "Хеллдайвер" страдал целым рядом "детских болезней", а его доводка заняла довольно много времени. На фронт он попал только летом 1943 года, а его боевое крещение стстоялось 11 ноября в налете на японскую ВМБ Рабаул, где "поганкам" удалось потопить эсминец и повредить два крейсера ценой потери всего двух самолетов.

В дальнейшем "Хеллдайверы" сыграли важную роль в войне на Тихом океане. На их счету сотни потопленных японских боевых кораблей и транспортных судов. Кроме того, они активно участвовали в штурмовой поддержке десантных операций. Наиболее знаковыми достижениями SB2С стало участие в потоплении сверхлинкоров "Мусаси" и "Ямато". В "Мусаси" они сумели уложить 20 бомб, а в "Ямато" - 13.

И хотя 1000-фунтовые фугаски не пробивали 20-сантиметровые бронепалубы суперлинкоров, они буквально сметали с нее многочисленные зенитные установки, тем самым облегчая задачу торпедоносцам, отправившим на дно обоих гигантов.

Всего за четыре года серийного производства было построено 7140 "Хеллдайверов" К концу войны они состояли на вооружении 14 американских авианосцев и многочисленных эскадрилий наземного базирования. Помимо США, SB2С применяли летчики семи стран - Франции, Великобритании, Греции, Португалии, Италии, Австралии и Таиланда. Дольше всего они продержались в итальянских ВВС - до 1959 года, дожив до эпохи реактивной сверхзвуковой авиации
129029 - Хеллдайвер
129030 - Хеллдайвер
129031 - Хеллдайвер
За это сообщение автора Влад Бевх поблагодарил:
Sanek
Рейтинг: 8.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Ответить

Вернуться в «Авиация»