Бой у Калабрии (англ. Battle of Calabria) — морское сражение, в итальянских источниках также известное под названием Бой у Пунто-Стило (у мыса Стило) (итал. Battaglia di punta Stilo). Произошло 9 июля 1940 года на Средиземном море во время Второй мировой войны между Итальянским флотом и Средиземноморским флотом Великобритании. Являлось первым крупным столкновением обоих флотов в начавшейся войне.
В начале июля 1940 года перед флотами Англии и Италии были поставлены задачи обеспечить проведение конвоев с важными грузами.
Итальянской армии в Ливии для подготовки к вторжению в Египет требовалось подкрепление (около 13000 солдат) и большое количество военных грузов (около 40000 тонн). Для доставки основной части войск и грузов в Африку, командование флота приняло решение организовать конвой из 5 транспортных судов. Итальянцы были уверены, что британский флот попытается перехватить столь важный конвой, поэтому для его охраны задействовали довольно мощное соединение флота. Конвой вышел из Неаполя 6 июля в сопровождении шести миноносцев, на следующий день его прикрытие было значительно усилено. Для обеспечения ближнего и дальнего охранения конвоя в море вышли 42 эсминца, 12 лёгких крейсеров, 6 тяжёлых крейсеров («Пола», «Зара», «Фиуме», «Гориция», «Тренто», «Больцано») и 2 линкора (флагман «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур»). Кроме того, около 30 итальянских подводных лодок патрулировали районы, где появление британского флота было наиболее вероятным. Итальянским соединением командовал адмирал Иниго Кампиони.
В это время англичане также начали свою конвойную операцию, флот должен был охранять 2 конвоя, отправленные с Мальты в Александрию. Прикрытие конвоя осуществлялось Средиземноморским флотом Великобритании под командованием адмирала Эндрю Каннингхэма. Вечером 7 июля британское соединение вышло в море, оно состояло из 3 линкоров («Уорспайт» — флагман, «Малайя», «Ройал Соверен»), авианосца «Игл», 5 лёгких крейсеров и около 20 эсминцев. Английские подводные лодки и самолёты базирующиеся на Мальте, также были развернуты для прикрытия конвоя.
Обнаружив английское соединение, итальянцы провели против него серию воздушных атак, используя горизонтальные бомбардировщики SM-79 «Спарвиеро» с аэродромов на островах в Эгейском море. В результате атак лёгкий крейсер «Глостер» получил прямое попадание, погиб командир корабля, 6 офицеров и 11 матросов, был повреждён контрольно-дальномерный пост. Хотя крейсер остался в строю, в бою активного участия он не принял. Итальянские лётчики заявили о множестве попаданий в британские корабли (которые на деле оказались ложными) и командование решило, что англичанам нанесён значительный урон. Тем не менее, согласно последним сообщениям авиаразведки, британское соединение продолжало упорно двигаться на запад. Намерения англичан отрезать итальянские линкоры от их базы в Таранто становились всё очевиднее.
Адмирал Иниго Кампиони
К вечеру 8 июля итальянский конвой благополучно прибыл в Бенгази и адмирал Кампиони понимал, что при возвращении на базы в Италии его соединение может встретиться с британскими кораблями. Эта встреча должна была произойти на выгодных для итальянцев условиях: вблизи собственных баз, при мощной поддержке береговой авиации и возможности успешных атак итальянских подводных лодок, развёрнутых на пути британских кораблей.
Адмирал Эндрю Каннигхэм
Однако расчет на помощь авиации не оправдался — итальянские ВВС проявляли поразительную пассивность, несмотря на многочисленные радиограммы отправленные Кампиони в их штаб в Мессине. Более того, за итальянскими кораблями безнаказанно наблюдали британские летающие лодки «Сандерленд», которые передавали своим данные о координатах и курсе итальянцев. Всё это происходило менее чем в 50 милях от побережья Калабрии, но итальянские самолёты так и не появились. Когда около 13.00 9 июля тяжёлые крейсера Кампиони были атакованы торпедоносцами «Суордфиш», стало очевидным, что британское соединение находится где-то рядом (английские торпедоносцы могли атаковать итальянцев только с авианосца). Крейсерам удалось уклониться от торпед, торпедоносцы благополучно вернулись на «Игл», который находился уже менее чем в 90 милях от итальянских кораблей. В это время Кампиони наконец получил донесение от самолётов-разведчиков, которого ожидал всё утро: 2 линкора и 8 эсминцев находятся всего в 80 милях от его собственного соединения. Если же учесть недавно закончившуюся атаку авианосных самолётов, то итальянскому адмиралу стало понятно, что англичане прекрасно осведомлены обо всех его передвиженииях. Это позволило Каннингхэму занять позицию между итальянским флотом и его главной базой. Поэтому Кампиони решил ещё раз изменить курс до того, как англичане окончательно отрежут его.
Линейный корабль «Уорспайт»
В 14.15 итальянцы подняли 3 гидросамолёта с лёгких крейсеров и уже через 15 минут один из них сообщил, что видит на юго-востоке подозрительный корабль. У англичан первым заметил дым на горизонте австралийский крейсер «Сидней». Одновременно другой гидросамолёт сообщил Кампиони, что вражеский флот находится на расстоянии примерно 30 миль от итальянского и разбросан на большой площади. Фактически с английской стороны в столкновении принял участие один линкор («Уорспайт»), так как «Малайя» и «Ройал Соверен» имели слишком низкую скорость и отстали от флагмана.
Линкоры «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур»
Столкновение началось с перестрелки лёгких крейсеров противников, затем к месту боя подошли тяжёлые корабли. Бой представлял собой перестрелку кораблей на дальних дистанциях (14000-20000 метров), так как итальянцы избегали сближения с кораблями англичан и имели превосходство в скорости. «Уорспайт» дал около 10 залпов по лёгким крейсерам, после чего те отошли под прикрытие дымовой завесы, поставленной эсминцами. Они постарались укрыться за кормой подходящих с запада линкоров «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур».
В 15.51 итальянский и британский линейный флоты увидели друг друга, они шли почти параллельно, постепенно сближаясь. Линкоры противников одновременно открыли огонь, артиллеристы «Уорспайта» накрыли несколькими залпами флагман «Джулио Чезаре». Тем временем в бой вступил линкор «Малайя», он дал по «Конте ди Кавур» четыре залпа, подняв свои 381-мм орудия на максимальное возвышение, однако снаряды легли недолётами, как и 320-мм снаряды самого «Кавура», которые упали возле «Уорспайта». Итальянские тяжелые крейсера так же открыли огонь с предельной дистанции. Перестрелка шла в течение 7 минут, обе стороны добились накрытий, но прямых попаданий не было. Тем не менее, каждый новый залп «Уорспайта» ложился всё ближе к «Чезаре», и в 15.59 381-мм снаряд британского линкора попал в середину корпуса итальянского флагмана. Этот снаряд уничтожил одно из лёгких зенитных орудий правого борта вместе с расчётом. Взрыв и осколки серьёзно повредили корпус. Вспыхнул пожар, дым от которого затянуло вентиляторами в котельные отделения, находиться там стало невозможно и личный состав был эвакуирован. После потери четырёх котельных отделений скорость линкора упала до 18 узлов. «Чезаре» вышел из боевого порядка, оставив «Кавур» продолжать бой вместе с тяжёлыми крейсерами. Однако в 16.05 «Кавур» также отвернул и пошёл вслед за «Чезаре», увеличивая расстояние от англичан. Кампиони приказал эсминцам поставить дымовую завесу и выйти в торпедные атаки, чтобы прикрыть отход линкоров. Завеса была выставлена оперативно, но торпедные атаки проводились довольно разрозненно. Однако из-за них Каннингхэм не рискнул преследовать итальянские линкоры скрывшиеся в завесе. Попытка догнать противника до входа в завесу ни к чему не привела, так как «Уорспайт» смог развить всего 17 узлов, что было на 1 узел меньше, чем скорость повреждённого «Чезаре». Тяжёлые крейсера итальянцев участвовали в постановке дымовой завесы и прикрывали отход линкоров. Во время перестрелки с английскими лёгкими крейсерами получил повреждение тяжёлый крейсер «Больцано». Осколки от близких разрывов снарядов пробили корму и заклинили рулевое управление. Крейсер описал циркуляцию, но последующие близкие разрывы освободили рули. Во время этой перестрелки тяжёлые крейсера подверглись атаке торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Игл» и им пришлось уворачиваться от сброшенных торпед (что им успешно удалось). После этой атаки с 16.15 по 16.25 итальянские крейсера прекратили огонь и скрылись в дымовой завесе. Активная фаза боя была завершена.
Итоги боя
Единственное точное попадание «Уорспайта» в итальянский флагман с расстояния 13 миль решило исход столкновения, итальянский адмирал прекратил бой, пока он не привёл к более тяжелым последствиям для итальянцев. Эти последствия вполне могли наступить, если бы в непосредственный бой вступили 2 других английских линкора. Поэтому решение Кампиони следует считать вполне благоразумным, тем более, что основная задача, поставленная перед его соединением была выполнена — стратегический конвой благополучно прибыл по назначению. Выгодное положение итальянского флота не принесло ему никакой пользы (естественно, за исключением возможности своевременно укрыться в своих базах). Итальянские бомбардировщики появились уже после окончания боя, причем часть из них сбросила бомбы на собственные корабли, нанести какой либо урон противнику они также не сумели. Кампиони перед боем пришлось планировать свои действия основываясь лишь на предположениях, а не на точных докладах авиаразведки. Тогда как Каннингхэм практически постоянно имел информацию о перемещениях итальянского флота. Не оправдался также расчёт итальянцев на свои подводные лодки, англичанам удалось благополучно избежать контакта с ними.
Итальянского адмирала можно отчасти упрекнуть в неэффективном использовании тяжёлых крейсеров, он крепко «привязал» их к линкорам для усиления своей боевой линии, хотя попытка охвата английского соединения с северо-запада прямо-таки напрашивалась. Если бы эти быстроходные и мощные корабли успели выполнить такой маневр до повреждения «Чезаре», это серьёзно осложнило бы положение Каннигхэма. Ему пришлось бы разделить огонь своих кораблей в двух направлениях и позаботиться о том, чтобы противник не прорвался к авианосцу «Игл», который находился под охранением повреждённого лёгкого крейсера «Глостер».
Результаты боя можно определить как ничью, оба флота выполнили главные задачи, которые они ставили перед собой. Стали очевидными полная несостоятельность итальянской авиаразведки и отсутствие согласованности в действиях флота и авиации. В целом англичане одержали безусловную моральную победу у берегов Калабрии, владея инициативой и оставив за собой поле боя.
ноябрь 1940 атака на ВМБ Таранто.
Суордфиш(Мечрыба) или Авоська довольно таки архаичный на вид торпедоносец биплан с неубирающимися шасси тем не менее эти самолеты утопили "Бисмарка" и повредили итальянские корабли.
"Авоськи" поднялись с палубы "Арк Ройял" в 21:00 и взяли курс на Таранто. Поскольку гавань была мелководна то на торпедах установили деревянные стабилизаторы ,как и японцы при атаке на Перл-Харбор .
Самолеты разделились на звенья по три в каждом и просколькзнули между аэростатами заграждения атаковали. Зенитчики открыли огонь ночь была лунной и противники отлично видели друг друга. в "Кавур" попала 1 торпеда в "Литторио" 2.
Настал черед атаки второй волны торпедоносцев "Дуилио" получил одну торпеду еще 2 достались "Литторио" одна правда не взорвалась.
Итого: англичане потеряли по одному самолету из каждой волны атакующих.
итальянские корабли затонули на своих якорных стоянках вернее сказать сели на грунт ,спасло мелководье гавани. "Дуилио" и "Литторио" были подняты и отремонтированы . "Кавур" больше никогда не выходил в море.
Атака на крейсера прошла менее удачно 2 бомбы не взорвались . Как на мой взгляд операция была успешна и не успешна. С одной стороны она показала превосходство самолета перед артиллерийским кораблем с другой стороны итальянцы восстановили 2 линкора выбывших из строя на полгода. Примени англичане больше количество самолетов эффект был бы еще более ошеломляющим. Японцы полностью учли опыт атаки при разработки операции по бомбардировке Перл-Харбора .
Бой с конвоем Эсперо — морской бой, состоявшийся 28 июня 1940 года юго-западнее Крита между итальянским конвоем из трех эсминцев, под командованием капитана 1-го ранга Энрико Барони и 5 британских легких крейсеров под командованием командующего легкими силами Средиземноморского флота вице-адмирала Джона Тови. Сражение названо по флагманскому эсминцу итальянского конвоя, который своим самопожертвованием позволил спастись другим итальянским кораблям.
С самого начала войны боевая обстановка в Северной Африке потребовала посылки конвоев в Ливию. Уже 25 июня Итальянский военно-морской флот занялся доставкой конвоев в Африку. Первый конвой отправился в Триполи. Он прибыл без происшествий два дня спустя. В то же время опасаясь наступления британцев в Африке, командование пришло к выводу направить туда как можно быстрее противотанковое подразделение. Из-за трудностей проводки судов в Тобрук было решено использовать для доставки грузов подводные лодки и надводные корабли. 27 июня в Таранто был сформирован конвой из 3-х эсминцев: «Эсперо», «Остро» и «Зеффиро», на борту которых было 120 тонн боеприпасов, 10 противотанковых орудий и 162 артиллериста. Этот конвой направился в Тобрук. Эсминцы были выбраны из-за своей вместимости и большой скорости хода (36 узлов), позволяющей избежать возможного неравного боя. Несколько часов спустя в море также вышли миноносцы «Пило» и «Миссори», которые везли еще 52 солдата и несколько десятков тонн грузов.
В полдень 28 июня 3 итальянских эсминца были замечены в открытом море, приблизительно в 50 милях западнее Занте, британским разведывательным самолетом Сандерленд, который некоторое время следовал за ними, в то же время для итальянцев передвижения английских эскадр были абсолютно неизвестны. Разведчик донес информацию об обнаружении Тови, который предпринял попытку перехвата обнаруженных кораблей.
Располагая явным преимуществом и диспозицией итальянских кораблей, британский адмирал построил свои крейсера уступом, разделив их на 2 крыла: «Ливерпуль» и «Глостер» на левом, «Сидней», «Нептун» и «Орион» — на правом. Таким образом он пытался взять итальянцев в клещи. Британцы появились в пределах видимости вскоре после 18:00 подойдя к итальянцам, двигающимся на юго-восток с левого траверза, однако неблагоприятная видимость на закате помешала последним заметить врага.
В 18:33 головной «Ливерпуль» открыл огонь с дистанции 85 кбт. К нему немедленно присоединился «Глостер», а к 18:59 в бой вступили все три правофланговых крейсера. Англичане находились на темной стороне горизонта и до последнего момента оставались необнаруженными, тогда как итальянские корабли были четко видны на фоне заката. Застигнутые врасплох итальянцы с максимально возможной скоростью стали отходить на юго-запад под прикрытием дымовой завесы. Стреляя из носовых башен, крейсера преследовали противника.
В исходе боя сомнений не было, несмотря на более высокую скорость итальянских кораблей. Палубы всех 3 устаревших итальянских эсминцев были загромождены ящиками, мешавшими вести ответную стрельбу. В этой ситуации командир эскадры (капитан 1 ранга Барони) решил пожертвовать своим кораблем, чтобы спасти 2 других.
Он продолжал бой в одиночку, поставив дымовую завесу и маневрируя так, чтобы прикрыть 2 остальных эсминца, которым приказал отрываться и уходить на юго-запад полным ходом. Неравный бой оставшегося один на один с врагом продолжался до 19:30. Британская стрельба оказалось довольно неточной, и «Эсперо» был накрыт лишь пятнадцатым залпом в 19:20, когда расстояние сократилось до 12 800 метров. Эсминец потерял ход, но продолжал отважно отстреливаться, пока у орудий оставались расчеты. Его самопожертвование, а также огромный расход припасов (крейсера Тови на потопление Эсперо затратили более 5000 152-мм снарядов) вынудили адмирала завершить погоню и начать отход. Только спустя 2 часа 10 минут после начала ожесточенной перестрелки (в 20:40) итальянский эсминец затонул. Крейсер Sydney подобрал из воды 47 человек. Спустя 20 дней, еще 6 человек были подобраны итальянской подводной лодкой, однако ни среди тех, ни среди других не было командира — капитана 1-го ранга Энрико Барони, погибшего вместе с кораблем. Посмертно, он получил Золотую медаль за военную доблесть.
на картинках эсминец "Эсперо" тип "Турбине" как видим крошечный кораблик.
итоги боя 2 оставшихся итальянских корабля смогли оторваться от противника и прибыли в Бенгази вместе со своим грузом. Позже они перешли в Тобрук.
Этот бой наглядно показал успех британской авиаразведки, которая обнаружила итальянские корабли и навела на них свои крейсера.
Ход самого боя показал высокий боевой дух экипажей малых итальянских кораблей, который еще не раз проявлялся в ходе боев, в отличие от тяжелых. Маленький эсминец пожертвовал собой, добившись при этом попадания 120-мм снарядом в броневой пояс в районе кормы крейсера Ливерпуль, не причинившего последнему больших повреждений.
Британские крейсера при этом израсходовали более 5000 снарядов. На Ливерпуле осталось около 40 снарядов на ствол. Столь большой расход снарядов командующий флотом адмирал Каннингем объяснял перед Адмиралтейством позже неопытностью экипажей и ведением боя в наступающих сумерках. Расход боеприпасов привел к переносу операции MA.3 — проводки с Мальты 2-х конвоев: MF-1 и MS-1 на срок в 2 недели, что позже вылилось в бой у Калабрии
Смелый рейд одного авианосца позволил изменить расстановку сил на Средиземном море, устранив опасность больших потерь в эскадренном сражении и обезопасив коммуникации обеспечения британских войск в Африке. Оказалось, что внезапный налёт нескольких десятков самолётов, даже откровенно слабых и устаревших, представляет смертельную угрозу силам линейного флота...
Вся война на Средиземном море это по сути бесконечные поражения итальянцев . Изменились лишь их обидчики если раньше их били австрийцы то теперь их заменили англичане.
Бой у мыса Спада .Бой у мыса Спада — морское сражение, состоявшееся 19 июля 1940 года у мыса Спада на северо-западной оконечности Крита между двумя итальянскими лёгкими крейсерами, «Бартоломео Коллеони» и «Джованни делле Банде Нере», принадлежавшими к типу «Альберико да Барбиано», и английской эскадрой в составе лёгкого крейсера «Сидней» и пяти эсминцев. В ходе боя крейсер «Бартоломео Коллеони» был потоплен, а «Джованни делле Банде Нере» смог уйти.
Утром 19 июля 1940 года итальянские крейсера вошли в пролив Андикитира. Никаких сведений о противнике у контр-адмирала Кассарди не имелось, итальянские ВВС разведку не вели, собственные гидросамолёты крейсера не использовали. Четыре британских эсминца под командованием коммандера Николсона вели поиск подводных лодок у побережья Крита. «Сидней» и «Хэвок» находились в 40 милях севернее мыса Спада, имея задачу перехвата торговых судов с контрабандой.
В 07:20 с итальянских крейсеров заметили эсминцы 2-й флотилии, которые шли навстречу итальянцам. В 07:27 крейсера открыли огонь с дистанции 95 кабельтовых. Попавшие под обстрел эсминцы начали отход на северо-восток, где находились «Сидней» и «Хэвок». При этом они отстреливались из кормовых орудий, но снаряды не долетали до неприятеля, попытка же контратаковать торпедами оказалась неудачной. Стрельба итальянских крейсеров также была безрезультатной.
«Сидней», командира которого известили о контакте с итальянскими крейсерами, пошёл на помощь, но прибыл к месту событий лишь спустя час. В 08:29 «Сидней» открыл огонь с дистанции 100 кабельтовых. Для итальянцев это стало неожиданностью. В 08:35 австралийский крейсер добился первого попадания в «Джованни делле Банде Нере». Итальянские моряки приняли следовавший в кильватер «Сиднею» эсминец «Хэвок» за крейсер и сочли, что противник имеет качественное преимущество, так как британские крейсера были гораздо лучше бронированы, нежели «Кондоттьери А». Поэтому контр-адмирал Кассарди в 08:46 приказал повернуть на юг, намереваясь дать бой на отходе. Британские эсминцы при этом прекратили отступление и начали преследовать итальянские крейсера вместе с «Сиднеем». При отходе обе стороны долгое время не могли добиться попаданий ввиду большой дистанции. При этом британцы медленно нагоняли противника. В 09:21 итальянцы добились первого и последнего попадания в этом бою — 152-мм снаряд попал в дымовую трубу «Сиднея», но серьёзного ущерба не причинил. Начиная с 09:24 австралийцы добились серии попаданий в «Бартоломео Коллеони». Сначала попаданием в корму был заклинен руль и крейсер управлялся теперь лишь машинами, затем последовали попадания в рубку и кормовое машинное отделение. Последнее оказалось роковым — была перебита паровая магистраль и «Бартоломео Коллеони» полностью потерял ход. Неподвижный крейсер превратился в удобную мишень и быстро получил ещё ряд попаданий с «Сиднея» и эсминцев. Вышли из строя котлы, корабль был обесточен и подача боеприпаса в башни главного калибра прекратилась. Корабль мог отстреливаться от приближающегося неприятеля из 100-мм универсальных орудий. В 8:30 крейсер был полностью выведен из строя и командир приказал оставить корабль.
Контр-адмирал Кассарди, державший флаг на «Джованни делле Банде Нере», попытался прикрыть «Бартоломео Коллеони», но затем счёл положение безнадёжным и приказал уходить на юг. Преследованием «Джованни делле Банде Нере» занялись «Сидней», «Хэйсти» и «Хироу». Остальные эсминцы добивали «Бартоломео Коллеони». Сначала торпеда, пущенная «Айлексом», попала итальянскому крейсеру в носовую часть и оторвала её, затем торпеда с «Хайпериона» попала в середину борта. В 09:59 «Бартоломео Коллеони» затонул в 6 милях от мыса Спада. Британские эсминцы подняли из воды 525 членов экипажа, включая раненого командира крейсера Умберто Новара, умершего затем в госпитале. Ещё семерых моряков позже подобрало греческое судно. 121 человек погиб. Спасательныим работам англичан помешала итальянская авиация, вылетевшая на помощь своим крейсерам с баз на Додеканезских островах, но прибывшая с большим опозданием.
«Сидней», «Хэйсти» и «Хироу» преследовали «Джованни делле Банде Нере» около часа, причём австралийцы добились ещё одного попадания с дальней дистанции в корму итальянского крейсера. В 10:27, после того как на «Сиднее» подошёл к концу боезапас носовых башен, британские силы прекратили погоню. Итальянский крейсер прибыл в Бенгази вечером 19 июля 1940 года и более не появлялся в Эгейском море.
Итоги боя
Бой у мыса Спада вновь продемонстрировал превосходство британского флота над итальянским в уровне подготовки командного и личного состава. В начале боя, имея превосходство в силах, итальянский командующий действовал нерешительно, а при появлении новых кораблей противника немедленно перешёл к отступлению. В противоположность этому, действия британских моряков были энергичными и целеустремлёнными. Превосходство продемонстрировали и британские комендоры. За время боя «Сидней» выпустил с большой дистанции 1300 снарядов и добился пяти попаданий. Итальянские крейсера, выпустившие более 500 снарядов, попали в противника лишь однажды[6]. Вновь выявился совершенно недостаточный уровень взаимодействия итальянского флота и ВВС. Авиация не обеспечила свои корабли разведывательными данными, а на вызов Кассарди прибыла лишь спустя четыре часа, хотя аэродромы находились лишь в получасе лёта до места сражения.
Крейсера типа «Альберико да Барбиано» продемонстрировали очень плохие боевые качества. Их орудия показали низкую точность, а живучесть крейсеров оказалась совершенно неудовлетворительной. «Бартоломео Коллеони» был полностью выведен из строя после нескольких попаданий среднекалиберных снарядов, причём хода лишился лишь от одного попадания. При конструировании этих кораблей основная ставка делалась на скорость. «Джованни делле Банде Нере» показал на испытаниях скорость 41,11 узла, «Бартоломео Коллеони» — 39,85 узла. Официальная скорость этих крейсеров составляла 36,5 узлов. Но в бою итальянские крейсера сначала не смогли догнать британские эсминцы с официальной скоростью 35,5 узла, а затем уйти от «Сиднея» с его официальной скоростью 32,5 узла, причём по факту, австралийский крейсер развивал не более 30—31 узла. Это означало, что приоритет скорости, которому отдавали предпочтение итальянские конструкторы в предвоенные годы оказался полностью неверным.
миноносцы тип "Маэстрале" прародители наших "семерок" , о которых Пикуль писал ,что в некоторых зарубежных справочниках по флоту они значатся ,как легкие крейсера .
Атака в бухте Су́да— операция штурмового подразделения итальянского военно-морского флота (10-я флотилия MAS) проведенная 26 марта 1941 года.
В ходе атаки против британских кораблей, находившихся в бухте Суда на Крите, итальянцами были использованы специальные взрывающиеся катера, которые серьёзно повредили тяжёлый крейсер «Йорк» (одноимённого типа) и бывший норвежский танкер «Перикл», реквизированный Великобританией .
Подразделения 10-й флотилии торпедных катеров Flottiglia MAS располагали различными типами специальных взрывающихся катеров, одним из которых был тип MTM . На катерах данного типа устанавливался заряд в 300 кг взрывчатого вещества с ударно-гидростатическим взрывателем (имеющим дублирующий временной замедлитель). MTM развивая большую скорость (24 узла), при ударе о цель разламывался и начинал тонуть, после чего на определённой глубине (ниже броневого пояса) происходило срабатывание взрывателя под действием гидростатического давления и подрыв основного заряда, приводившее к образованию больших пробоин в подводной части корабля противника. Пилот при этом покидал катер за некоторое время до взрыва, предварительно направив его на цель. Он должен был успеть взобраться на специальный спасательный плотик, чтобы избежать гибели от гидродинамического удара при взрыве катера.
На этот раз итальянцы провели тщательную разведку и доставленные на старых эсминцах "Франческо Криспи" и "Квинтино Селла" катера МТМ были приготовлены к атаке на бухту Суда где находилось большое количество транспортов .
Эсминцы спустили MTM на воду 25 марта в 23:30 в 9 милях от входа в бухту. К 1:00 катера подошли к горлу бухты, имевшей длину 6 миль и направились к якорной стоянке. По пути MTM, имевшие очень малую осадку и легко подымаемые подвесные моторы, преодолели 3 ряда боново-сетевого заграждения и к 4:45 утра собрались вместе. Лейтенант Фаджони приказал заглушить двигатели и дожидаться рассвета. Катера стояли так близко к кораблям союзников, что итальянцы слышали боцманские дудки англичан. К 5:00 катера суб-лейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески подошли к «Йорку» на расстояние около 300 метров и в 5:30 атаковали крейсер. На расстоянии около 90 метров от цели пилоты покинули катера и остались плавать на плотиках. Оба катера взорвались у борта крейсера, который после взрывов накренился. Корабельные и береговые орудия британцев открыли беспорядочный огонь, при этом не наблюдая противника.
В это время MTM старшего унтер-офицера Лино Беккати серьёзно повредил бывший норвежский танкер «Перикл» (8324 дл. т), но катера старшего стрелка Алессио Де Вито и сержанта стрелка Эмилио Барбери прошли мимо стоявших на якоре транспортов. Лейтенант Фаджони также намеревался атаковать «Йорк» в случае необходимости, но решил, что крейсер тонет после атаки Кабрини и Тедески и направил свой катер на другой корабль, однако его MTM прошёл мимо цели.
Все шестеро итальянских пилотов уцелели и попали в плен. После атаки крейсер «Йорк» был отбуксирован вглубь бухты и посажен на мель, где в период до 22 мая 1941 года был окончательно выведен из строя германской авиацией.
Танкер «Перикл» разломился пополам и затонул 14 апреля 1941 года во время предпринятой попытки отбуксировать его в Александрию на ремонт
миноносцы тип "Маэстрале" прародители наших "семерок" , о которых Пикуль писал ,что в некоторых зарубежных справочниках по флоту они значатся ,как легкие крейсера .
Это все спорно. Где то мы это уже обсуждали...
За это сообщение автора Профайлер2016 поблагодарили (всего 4):
Профайлер2016, в теме про совфлот. что интересно сколько модификаций кораблей эсминцев и крейсеров построили итальянцы. зауважал.
а вот с авианосцами не заладилось. единственный проект "Аквила"-Орел так и не вышел в море. Переделывали его из пассажирского лайнера "Рома".
вообще переделка любого судна под авианосец ничего хорошего не дает. пример перестройки "Синано" из линкора в авианосец. "Синано" даже вышел в море..
По планам итальянского командования «Аквила» должен был обеспечивать противовоздушную оборону сил флота в открытом море, поэтому его авиагруппа состояла, в основном, из истребителей. На момент составления проекта авианосца у Италии не было специализированных палубных истребителей. В качестве временной меры предусматривалось базирование на корабле истребителей-бомбардировщиков Re-2001 с нескладывающимися крыльями.
Палубный истребитель-бомбардировщик Re-2001 с подвешенной авиаторпедой, схема
При этом в ангаре помещалось всего 26 машин, а 15 самолетов предполагалось подвесить под потолком ангара. Ещё 10 самолетов размещались прямо на полетной палубе.
В случае принятия на вооружение варианта Re-2001G со складными крыльями состав авиагруппы увеличивался до 66 машин, причем все они могли находится в ангаре
С момента заключения перемирия работы были прекращены и авианосец остался недостроенным со степенью готовности 80%. В сентябре 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками в Генуе, а 16 июня 1944 года был повреждён союзной авиацией. Вскоре авианосец был серьёзно поврежден итальянскими боевыми пловцами и затоплен немцами. В конечном итоге корабль был поднят и разобран на металл в 1952 году.
вызывает уважение как итальянцы буквально с нуля переделывали свои старые корабли "Джулио Чезаре" и прочие. но увы....
а вот каким "Аквилу" видят альтернативщики
Красное море.
10 июня 1940 года, когда Италия вступила в войну с Британской империей, в эритрейском порту Массауа из боевых кораблей находились восемь подводных лодок (шесть океанских и две средние), семь эсминцев (3-й дивизион: «Франческо Нулло» (Francesco Nullo), «Нацарио Сауро» (Nazario Sauro), «Чезаре Баттисти» (Cesare Battisti) и «Даниэле Манин» (Daniele Manin), и 5-й дивизион: «Леоне» (Leone), «Тигре» (Tigre) и «Пантера» (Pantera)), 875-тонные миноносцы «Джованни Ачерби» (Giovanni Acerbi) и «Винченцо-Джордано Орсини» (Vincenzo Giordano Orsini), пять торпедных катеров 21-й флотилии (один был непригодным к использованию), флагман флотилии Красного моря колониальный шлюп «Эритрея» (Eritrea), канонерские лодки «Порто Корсини» (Porto Corsini) и «Джузеппе Бильери» (Giuseppe Biglieri), а также минный заградитель «Остия» (Ostia).
Эсминцы «Пантера», «Нулло», «Манин» и «Баттисти» в гавани Массауа, 1940 год
В качестве серьёзной ударной силы эта группировка в Риме не рассматривалась. Современными были только подводные лодки и шлюп «Эритрея», все остальные единицы были устаревшими и непригодными для войны в условиях этого театра. Топлива и боеприпасов имелось всего на одну кампанию без малейшей возможности пополнения, с запчастями изначально было туго. Тем не менее англичане считали флотилию Красного моря «ножом, приставленным к горлу Суэца».
Адмиралтейство ещё 4 апреля объявило о создании Сил Красного моря с базой в Адене. Поначалу в них вошли четыре шлюпа — «Индостан» (HMIS Hindustan), «Индус» (HMIS Indus), «Корнуоллис» (HMIS Cornwallis) и «Клайв» (HMIS Clive) — и три вспомогательных судна индийских ВМС, являвшихся частью арабо-бенгальско-цейлонских Эскортных сил; позднее к ним присоединились ещё три вспомогательных индийских корабля. Организационные мероприятия на случай противостояния с Италией были разработаны ещё в 1939 году, и Командующий британскими ВМС в Ост-Индии вице-адмирал Ральф Литам (Ralph Leatham) 24 мая приостановил судоходство в Красном море до формирования конвоев, а из Средиземноморского флота Суэцким каналом на юг ушли крейсер ПВО «Карлайл» (HMS Carlisle), три эсминца и три шлюпа.
Британскими силами в Красном море поначалу руководил командир новозеландского лёгкого крейсера «Линдер» (HMNZS Leander) кэптен Генри-Эдвард Хоран (Henry Edward Horan), старший офицер среди командиров срочно собранных здесь с других станций кораблей. На момент получения сообщения о начале военных действий с Италией помимо «Линдера» в их состав входили австралийский лёгкий крейсер «Хобарт» (HMAS Hobart), английские крейсер ПВО «Карлайл», шлюпы «Окленд» (HMS Auckland), «Фламинго» (HMS Flamingo), «Шорхэм» (HMS Shoreham) и «Гримсби» (HMS Grimsby), эсминцы 28-го дивизиона «Кандагар» (HMS Kandahar), «Кингстон» (HMS Kingston), «Кимберли» (HMS Kimberley) и «Хартум» (HMS Khartoum), а также индийские шлюпы «Корнуоллис» и «Клайв».
Неудачный дебют итальянских субмарин
Командующий итальянскими ВМС в Красном море контр-адмирал Карло Бальзамо (Carlo Balsamo) намеревался противодействовать британскому судоходству в этом районе в первую очередь подводными лодками. Организационно лодки разделялись на 81-й («Галилео Галилей» (Galileo Galilei), «Галилео Феррарис» (Galileo Ferraris), «Луиджи Гальвани» (Luigi Galvani) и «Альберто Гульельмотти» (Alberto Guglielmotti)) и 82-й («Аркимеде» (Archimede), «Макалле» (Macallè), «Перла» (Perla) и «Эванджелиста Торричелли» (Evangelista Torricelli)) дивизионы. Уже 10 июня итальянские субмарины приступили к поиску целей в море, но их успехи оказались ничтожными: лишь 16 июня «Галилео Галилей» в 12 милях к югу от Адена потопила 8215-тонный норвежский танкер «Джеймс Стуве» (James Stove). Сами же итальянцы понесли куда более серьёзный урон.
«Макалле» после отравления экипажа парами хлористого метила, который итальянцы использовали в кондиционерах вместо безопасного фреона, 15 июня вылетела на берег острова Барр-Муса-Кебир близ Порт-Судана и была затоплена. Оставшихся в живых итальянцев забрала подошедшая после полудня 22 июня «Гульельмотти» и доставила их в Массауа.
«Галилео Феррарис», направленная на патрулирование к Джибути, из-за такой же интоксикации экипажа хлористым метилом 13 июня вынуждена была прервать патрулирование и уйти в Ассаб.
На «Галилео Галилей», которая 18 июня буквально на виду Адена стрельбой из пушки остановила югославское судно, была устроена охота с участием самолётов, эсминца «Кандагар», шлюпа «Шорхэм» и вооружённого траулера «Мунстоун» (HMS Moonstone). Уклонившись вечером 18 июня от первых двух кораблей, на следующий день в 11:37 лодка была обнаружена «асдиком» траулера. «Мунстоун» преследовал субмарину и трижды атаковал её глубинными бомбами. В 12:30, после последней серии бомб, лодка неожиданно всплыла в 2000 ярдов за кормой траулера и открыла огонь.
Англичанин немедленно повернул на противника, расстреливая прислугу у орудий из пулемётов, а когда дистанция сократилась до 500 ярдов, вооружённые винтовками матросы присоединились к пулемётчикам, помогая им очистить палубу лодки. Бой завершился, когда два 4-дюймовых снаряда с траулера попали в рубку «Галилея», перебив почти всех находившихся на мостике. Итальянцы замахали белыми одеждами. «Мунстоун» прекратил стрелять в 12:55, быстро сблизился с лодкой, высадил на борт призовую команду, а затем привёл трофей в Аден. Итальянцы впоследствии утверждали, что успели уничтожить секретную документацию, и заявление англичан, что захваченные оперативные приказы позволили им выловить «Гальвани», расценивают как прикрытие деятельности их агентуры в Массауа.
«Гальвани» была направлена на патрулирование в Оманский залив и вышла на позицию на входе в Ормузский пролив вечером 23 июня. Море было чисто — англичане перенаправили движение танкеров и послали на поиск лодки шлюп «Фалмут» (HMS Falmouth) и эсминец «Кимберли», который следовал из Бомбея в Аден после завершения ремонта. Лодка в надводном положении бесплодно искала цели, когда в 22:57 была обнаружена «Фалмутом» в миле слева по носу. Шлюп подкрался поближе и в 23:08 открыл огонь с 600 ярдов из носовой 4-дюймовой пушки, поразив цель третьим выстрелом.
Сегодня прочитал очередной пропагандистский фейк рашен сми:
Российский корабль «отрезвил» весь украинский флот – СМИ :drink: (УРА БОЯРЫШНИКУ!!!)
Как...