Статейку добавлю, про фугасы атомное
О том, какими были учения «Запад-81», телеканалу «Звезда» рассказал один из участников, Виктор Бобринский, в 1981 году командир танковой роты, старший лейтенант ВС СССР.
«В плане насыщенности средствами поддержки эти учения, конечно, заметно отличались от других. Насколько мне известно, примененный в них наступательный прием, когда артиллерия начинает подготовку следующего района лишь при выходе танковой группы на дистанцию меньше 500 м, до сих пор никем из зарубежных военных не применяется и не отрабатывается. Сложно сказать, сколько "стволов" на каждый километр фронта было задействовано, но в реальных боевых условиях укрепрайон противника превратили бы в труху, а уцелевшие войска были бы лишены возможности оперативно реагировать», – рассказал Бобринский.
Если рассуждать с сугубо практической точки зрения, то всех задействованных в учениях сухопутных соединений и авиационных полков хватило бы не только для «расчистки» и броска через два танкодоступных направления – Северогерманскую низменность и Фульдский коридор, но и для быстрого выхода к границам таких государств, как, например, Португалия. Средства связи, управления и автоматизации в контексте «Запада-81» упоминаются не случайно, поскольку в его состав были интегрированы такие средства управления, как автоматизированная система управления ВВС «Воздух-1М» и АСУ ПВО «Алмаз-3».
Вишенкой на торте экспериментальной АСУВ стала система управления фронтом «Маневр», отдельные элементы которой были задействованы для управления войсками, а годом позднее, после устранения некоторых замечаний, в составе единого комплекса были приняты на вооружение.
«Эти учения стали своеобразной испытательной площадкой для войск будущего», – поясняет в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков. «Помимо масштабного удара силами Сухопутных войск, активно применялось и тестировалось в условиях, максимально приближенных к боевым, и высокоточное оружие, которому Николай Васильевич Огарков уделял огромное значение», – добавил эксперт. Натовские штабисты размах учений оценили по-своему. Ничего вменяемого, по оценкам историков, западный блок на центральноевропейском ТВД «красной машине» противопоставить не мог, и военные стратеги из США и стран Западной Европы готовы были пожертвовать центральной и восточной частью Европы, лишь бы предотвратить советский «бросок до Лиссабона».
«Стратеги в НАТО хорошо понимали, что такой удар остановить невозможно. Ну не было у них для этого ни сил, ни средств. Поэтому в пределах Фульдского коридора "оборонительная" стратегия предусматривала закладку 141 ядерного фугаса мощностью от 0,1 до 10 кт! Это обстоятельство долго скрывалось, однако такой план действительно существовал», – рассказал Алексей Леонков.