Средиземное море, разделяющее Европу и Африку, не всегда было таким, каким мы его знаем. Около 6 миллионов лет назад, в миоцене, море несколько раз теряло связь с Атлантическим океаном и становилось изолированным водоемом. Впадающие в него реки не могли восполнить испарение, и оно частично или даже практически полностью высыхало. Также и Сахара, крупнейшая на планете жаркая пустыня, не всегда была такой. Там, где сейчас до горизонта простираются раскаленные пески, около 6 тысяч лет назад была зеленая саванна.
Герберт Уэллс, писатель и публицист, автор фантастических романов, вдохновлявших писателей-фантастов всех времен, в своих «Набросках истории» писал, что Средиземное море последний раз полностью пересыхало совсем недавно: еще во времена неандертальцев. Последние из них жили 25–35 тысяч лет назад. Правда, сейчас ученые не придерживаются этой версии. Но, как считается, эта книга и вдохновила немецкого архитектора и философа Германа Зёргеля на создание его поистине фантастического проекта – объединения Европы и Африки за счет осушения Средиземного моря.
Первая версия проекта появилась почти 90 лет назад, в 1927 году. Первоначально проект назывался Панропа. Но он не был достаточно проработан и ясен, и в 1929 году появляется более детальный проект Атлантропа. Название новой части света позволяло создать концепцию «трех великих А»: Америки, Азии и Атлантропы. Фантастический мир, где новая часть света могла бы составить конкуренцию остальным.
Зёргель предполагал перекрыть одной дамбой Гибралтарский пролив и тем самым отгородить море от Атлантического океана, а другой дамбой перекрыть пролив Дарданеллы. Один из вариантов предполагал объединить дамбой Сицилию (к тому моменту соединившуюся бы с «итальянским сапожком») и Африку, чем перерезать море пополам. Средиземное море оказалось бы изолированным водоемом. В результате испарения его уровень должен был бы понизиться примерно на 100 метров. К слову, в реальности уровень воды крупнейшего на Земле замкнутого водоема – Каспийского моря – всего на 27,16 метра ниже уровня моря (поверхности Мирового океана). При этом в такие же закрытые от вод Мирового океана водоемы должны были превратиться Мраморное, Черное и Азовское моря. Предполагалось, что площадь Средиземного моря должна была уменьшиться на 20%.
Но морем проект не ограничивался. Вторым полем для экспериментов была пустыня. Сахару предполагалось озеленить благодаря воде из Средиземного моря и создать искусственное Сахарское море. А затопив с помощью дамб бассейн реки Конго, создать и Конголезское море, площадь которого была бы в полтора раза больше, чем отвоеванные у Средиземного моря территории.
План Зёргеля предполагал строительство в устьях рек, впадающих в море, и проливах восьми гидроэлектростанций. Самой крупной была бы Гибралтарская ГЭС. Суммарная энергетическая мощность электростанций составила бы 110 ГВт, половина из которых пришлась бы на Гибралтарскую гидроэлектростанцию. К примеру, сегодня общая мощность одних только атомных электростанций США лишь немного меньше – 100,4 ГВт.
Связанные линиями электропередач, идущими от Гибралтарской ГЭС, соединенные автомобильными и железными дорогами, Европа и Африка стали бы новой частью света. Сотни новых городов и тысячи сельскохозяйственных ферм появлялись бы там, где еще недавно плескались морские воды. Строительство плотин должно было занять 10 лет. Великая стройка того времени потребовала бы невиданного количества рабочих – 250 тысяч. Но и они должны были бы работать круглосуточно в четыре смены. Осушение моря заняло бы больше времени. Его уровень за счет испарения понижался бы со скоростью около одного метра в год, обнажая все новые и новые земли. Проект был рассчитан на перспективу, окончательную его реализацию могло бы увидеть только нынешнее поколение.
Зёргель мечтал, что в результате его преобразований африканская жара отступит и климат Африки станет более подходящим для европейцев. Белые переселенцы расселятся по Черному континенту, так же как за несколько веков до этого европейцы переселялись в испанские и португальские колонии Южной Америки. Новые жители принесут с собой европейский уклад жизни и ценности. Африка срастется с Европой и в географическом, и политическом смысле. Вместе с континентами и европейские народы, объединенные делом освоения Черного континента, станут едины.
Проект создания Атлантропы был не только планом изменения природы. Это был политический проект, целью которого было создание Соединенных Штатов Африки и Европы со столицей в возрожденном Карфагене.
Но самостоятельно ни одна страна с таким грандиозным проектом справиться не могла. Народы Европы, по замыслу Зергеля, должны были, забыв все разногласия и обиды, совместным трудом переустроить значительную часть мира. Новая империя, объединившая в себе интеллектуальный потенциал Европы и неисчерпаемые ресурсы Африки, смогла бы противостоять и финансовой мощи Америки, и людскому морю Азии. Она бы не имела нужды ни в сырье, ни в дешевой энергии.
Проект позволил бы решить множество проблем которые стояли перед странами Европейского континента: перенаселенность и безработица, межгосударственные и социальные противоречия, нехватка территорий и ресурсов. Но реализовать его, как он считал, могли только технократы, руководствующиеся в своих действиях только наукой, а не политики, монархи, диктаторы, революционеры и капиталисты, находящиеся у власти. Это, возможно, и было одной из причин, почему проект так и не был реализован.
Проект создания Атлантропы не учитывал интересы коренного населения африканского континента. Но жители Африки вряд ли были в курсе масштабных замыслов гениального архитектора. А вот в Европе планы осушения Средиземного моря широко обсуждались. Особенно были возмущены жители Южной Европы. Осушение Средиземного моря полностью бы поменяло уклад их неразрывно связанной с морем жизни. Всего тридцать лет понадобилось бы на то, чтобы море отступило от южных прибрежных городов. Города, жители которых и представить не могли себя без моря, Дубровник и Малага, Ницца и Генуя и многие другие попросту «садились на мель». Только для Венеции, города известного на весь мир своими островами, каналами и средневековой готической архитектурой, было сделано исключение. Обводной канал протяженностью несколько сотен километров должен был вернуть городу ушедшее далеко на юг море.
В течение жизни Герман Зёргель многократно изменял и уточнял свой проект, стараясь соответствовать духу времени. После прихода нацистов к власти в Германии Зёргель рассчитывал на их помощь в реализации своих идей. Он искал контакты в верхушке рейха, цитировал в своих работах фюрера, но тщетно. У Гитлера был свой план объединения и расширения Европы. На время Зёргелю пришлось уйти в подполье, ему запретили публиковать статьи, посвященные Атлантропе. После войны интерес к его идеям снова пробудился. Только за период с 1948 по 1950 гг. в печать вышло 183 статьи, посвященные проекту. Его поддерживало немало крупных промышленников, для которых реализация этих идей сулила хорошие прибыли. Но денег на грандиозные мероприятия не было, а на горизонте уже восходило солнце другого проекта объединения Европы – известного ныне под именем Европейского союза. Не оставлял Зёргель своей мечты до последнего дня. 4 декабря 1952 года по пути на очередную лекцию об Атлантропе он был сбит автомобилистом, которого так и не нашли. Через несколько дней Зёргеля не стало. А вместе с ним не стало и его гениальной и одновременно безумной идеи.
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...