Причины подобного отношения до обидного несложны. Как и во всех аналогичных ситуациях, историю итальянского кино писали победители. Те, кто пришел на киностудии, когда сначала рухнул режим Муссолини, а затем была снята немецкая оккупация Италии; те, кого мы все знаем под гордым именем неореалистов. Для отечественного кинолюбителя, например, на протяжении долгого времени единственным источником по истории итальянского кино фашистского периода были всего лишь две или три главы в «Истории итальянского кино» Карло Лидзани, одного из наиболее видных режиссеров позднего неореализма, который начал работать кинокритиком еще в фашистский период. И в этих нескольких главах он камня на камне не оставляет даже от самых видных фильмов начала 1940-х годов. Причем Лидзани, по-видимому, вполне честен, здесь нет никакой подтасовки «задним числом», никаких «запоздалых прозрений», — с той же яростной брезгливостью он относился к этим фильмам и в момент их выхода, когда был еще кинокритиком. А Чезаре Дзаваттини, фактически главный идеолог неореализма, автор (или, по меньшей мере, соавтор) сценариев большинства неореалистических шедевров, в 1945 году высказался с внятностью, граничащей с хамством: «В Италии до сих пор, — сказал он, — не было снято ни одного фильма».
Всем интересующимся темой, возможно, будет интересен цикл лекций Алексея Гусева «Кино фашистской
Италии», который проходил в далеком 2012 г. в Питере, в образовательном центре «Дом Бенуа».