У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Один из экспонатов шведского танкового музея Arsenalen - немецкая самоходная мина Leichter Ladungsträger Sd.Kfz. 303, он же Goliath. Данная версия мины приводилась в движение не электромоторами, а мотоциклетным двигателем Zundapp, при этом она получалась существенно дешевле, чем Sd.Kfz.302. Если Sd.Kfz.302 стоил 3000 рейхсмарок, то Sd.Kfz.303 - 1000 рейхсмарок. В любом случае, эффективность данных штуковин оказалась не столь эффективной, как это себе представляли изначально, особенно как противотанковое средство. Дальность невысокая, скорость низкая...
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 4):
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Пара машин из Panzermuseum Munster, которые являются постоянными участниками музейных мероприятий. Это средний танк Pz.Kpfw Panther Ausf.A, которому пересадили "сердце" от Leopard 1, и истребитель танков Jagdpanzer 38, точнее, его послевоенный вариант. После войны производство "Хетцеров" было возобновлено в Чехословакии, где САУ выпускались для нужд собственной армии под обозначением ST-I/ST-III, а также по заказу Швейцарии под обозначением G-13. Всего с 1946 года по начало 1950-х годов было выпущено ещё 318 САУ. Хотя в Чехословакии "Хетцеры" были сняты с вооружения уже через несколько лет после окончания производства, в Швейцарии они оставались на вооружении до 1972 года. В кадре хорошо видно, насколько велика разница в размерах между "Пантерой" и "Хетцером". При том, что Jagdpanzer 38 сложно назвать излишне низкой машиной...
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 4):
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Швейцарский послевоенный "Хетцер" - G-13. Заметно характерное для швейцарской армии крепление дополнительных запасных траков и запасного опорного катка на бортах рубки.
После окончания войны в Чехословакии осталось 2250 «Хетцеров», находившихся на разных стадиях сборки. «Хетцер» рассматривался как основной кандидат на вооружение новой чехословацкой армии, но 12 июля 1945 года чешские военные специалисты обследовали САУ и из-за многочисленных конструктивных недостатков рекомендовали не возобновлять её производство. После дальнейшего рассмотрения вопроса, 16 ноября того же года командование армии приняло решение достроить лишь те из «Хетцеров», которые находились не менее чем в 75%-й готовности. Всего таких САУ было найдено 100—150 на заводах «Шкода» и около 100 на ČKD, в других источниках приводится также число в более чем 300 пригодных к достройке и восстановлению «Хетцеров». 27 ноября Штаб танковых войск Чехословакии принял окончательное решение о принятии «Хетцера» на вооружение под обозначением St-Vz.38-I (порой сокращаемого до ST-I, от чеш. Stíhač или Stíhač Tanků — «истребитель танков»), а также принятии на вооружение его невооружённого учебного варианта St-Vz.38-III (ST-III), отличавшегося установкой на крыше боевого отделения рубки для инструктора. В феврале 1946 года ČKD получила заказ на изготовление или капитальный ремонт 50 St-Vz.38-I и 50 St-Vz.38-III, а в 1947 году — ещё на 30 St-Vz.38-I. «Шкоде» в конце 1949 года были заказаны ещё 30 машин. В некоторых источниках, вместе с тем, при близкой общей численности чехословацких St-Vz.38 приводятся данные о том, что как St-Vz.38-I были закончены лишь 16 САУ, тогда как остальные 249 достроенных или переделанных из оставшихся от вермахта «Хетцеров» были выпущены в учебном варианте.
В послевоенный период интерес к закупке «Хетцеров» проявила также Швейцария, чей бронетанковый парк к тому времени состоял лишь из 24 закупленных всё в той же Чехословакии перед войной и к 1945 году полностью устаревших лёгких танков LTH — одного из экспортных вариантов LT vz.38, послужившего базой для «Хетцера». В 1944—1945 годах в Швейцарии предпринимались попытки создания на базе LTH собственного штурмового орудия NK II по образцу германских StuG III, но с окончанием войны работы в этом направлении были прекращены из-за потери актуальности задачи производства бронетехники собственными силами. Тем не менее, необходимость модернизации бронетанкового парка была очевидна, и в вопросе закупки бронетехники армия Швейцарии вновь обратилась к Чехословакии. Внимание швейцарской закупочной комиссии, направленной на завод «Шкоды», привлекли «Хетцеры».
Несмотря на сложности, возникшие при переговорах, сторонам удалось прийти к согласию. Конструкция САУ подверглась некоторым доработкам в соответствии с требованиями швейцарской армии и в июле 1946 года прошёл испытания первый прототип швейцарского «Хетцера». По предложению «Шкоды», Швейцарией 15 августа 1946 года была заказана пробная партия из 8 «Хетцеров» на сумму в 4 904 363 кроны или 421 806 франков. Партия была изготовлена «Шкодой» из задела, оставшегося от заказов вермахта и проведённые в 1947 году испытания САУ в Швейцарии, проводившиеся в том числе в горной местности в районе Интерлакена, полностью удовлетворили швейцарских военных, принявших её на вооружение швейцарской армии под обозначением G-13; свою роль сыграла и выгодная цена чехословацкой машины.
В ноябре 1946 года был заключён договор на сумму в 66 323 000 крон или 5 704 099 франков на поставку 100 G-13. САУ поставлялись в Швейцарию четырьмя партиями по 25 машин, отправленными 29 апреля, 28 июля, в октябре и 20 декабря 1947 года. Так как необходимых для выполнения заказа орудий PaK 39/2 в наличии не имелось, «Шкоде» пришлось приспособить для установки в G-13 противотанковые орудия PaK 40, производившиеся на её заводах в годы войны. По своим баллистическим характеристикам они были почти идентичными, а по используемым боеприпасам оба орудия были разными: у PaK 40 унитарный выстрел имел длину гильзы 716 мм, а у PaK 39 всего 495 мм, помимо менее значительных особенностей конструкции, наличие дульного тормоза и тип затвора PaK 40 горизонтально клиновой с полуавтоматикой копирного типа, у PaK 39 вертикально клиновой. В конструкцию G-13 по сравнению с германскими и чехословацкими версиями был внесён и ряд других изменений, в том числе направленных на увеличение срока службы САУ, изначально созданной для военного времени и рассчитанной лишь на сравнительно короткое использование.
Также G-13 вместо бензиновых двигателей оборудовались дизельными, производства швейцарской фирмы «Заурер», но ситуация с их установкой не вполне ясна. По одним данным, дизельный двигатель начиная с 65-й выпущенной машины устанавливался ещё на заводе, по другим же — дизельные двигатели на 86 САУ были установлены уже в Швейцарии только в 1952—1954 годах. В 1947 году Швейцария выдала дополнительный заказ ещё на 50 G-13, на сумму в 51 932 485 крон или 4 502 224 франка, доведший общее число швейцарских «Хетцеров» до 158. Из заказанных машин, 12 были отправлены «Шкодой» в сентябре, 18 — в ноябре 1948 года, а последние 20 — только 16 февраля 1950 года, хотя в некоторых источниках указывается, что последние САУ были переданы Швейцарии только в 1952 году.
За это сообщение автора Lumen поблагодарили (всего 4):
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...