Вторую дисковидную фибулу мастер отделал сложной филигранью с изображением листьев и виноградной лозы. Специалисты отмечают, что в христианской иконографии виноградная лоза символизирует Иисуса как «истинную лозу», олицетворяющую жизнь и воскресение.
В эпоху викингов Ютландия славилась своими ювелирными мастерскими, производящими высококачественные украшения. Аналогичные фибулы были обнаружены в Швеции и славянских регионах. Возможно, ютландские мастера заимствовали идеи декора у ювелиров из других стран. Например, исследователи нашли похожие завитковые узоры на украшениях конца X века из Эстонии.
В 1987 году археолог Владислав Дучко писал в своей научной работе, что броши Хорнелунда являются поистине уникальными творениями ювелиров средневековой Дании. Они отличаются невероятным мастерством, высокой детализацией и сочетанием языческого и христианского художественных стилей.
Национальный музей Дании, Копенгаген
Сегодня золотые фибулы экспонируются в Национальном музее Дании в Копенгагене.
К сожалению, ученые не знают, было ли сокровище Хорнелунда частью захоронения викингов или кладом, зарытым в спешке во времена конфликтов.
Они надеются, что когда-нибудь исследовательские раскопки раскроют эту тайну.
Источники:
natmus.dk
livescience.com
flickr.com/photos/h_savill