Где
Александр Сергеевич Перижняк » 23 апр 2019, 18:15
Фетишизм "Дэржавности" или Страна-Симулякр.
Одной из вероятных, а я хочу думать, что и основной, ибо это моя идея, причин такого совсем незаслуженного поражения Петра Порошенко, является, как вам ни покажется странным, фетиш государственности, довлеющий над сознанием национально настроенных патриотов. Включая самого Петра Алексеевича.
Проблема с этой, в сущности благородной, идеей состоит в том, что государство, держава — это всего лишь термин, призванный назвать довольно абстрактную совокупность не до конце определённых элементом: территории, населения, институтов, экономики, культуры, истории и ещё чёртовой кучи вещей, которые сразу не упомнишь, но которые имеют свойство напоминать о себе в самые неприятные моменты. Это в старые добрые очень Средние века государство или держава означало личное владение аристократа. К сожалению оно сохранилось в языке до сих пор и мешает понимаю, что такое современное государство и с чем его едят.
говоря попросту -люди винтики для системы человек функция и "дэржави" на него плювать с высокой горы он ДОЛЖЕН.
а "дэржава" ему не должна ничего.
Проблема же в том, что современное пост-индустриальное общество не просто не хочет, а и не может состоять из винтиков. И когда ему навязываются абстрактные понятия под угрозой вполне реальных последствий, оно инстинктивно бунтует. Поэтому все попытки построения абстрактного государства в Украине провалились, и будут проваливаться, кто бы их не предпринимал. Единственные два случая успешного создания чего-то близкого к идее — это Хмельницкий и Махно. И то только потому, что державы они как раз и не строили, а организовывали общество. А когда у вас есть общество, оно естественно само организуется в государство.
Посему вместо державы фокус должен быть на обществе. Что сложнее, понятно, так как люди, в отличие от абстракций, конкретные, разные и имеют склонность к личным интересам. Недавно я прочел в американском журнале интересное наблюдение. Американцы не доверяют государству, так как оно, по их мнению, плохо работает. А вот скандинавы, напротив, очень рады государству, так как оно для них, по их, опять-таки, мнению, работает хорошо. Заметьте, что и там, и там, нет понятия, что государство превыше всего. Эти всего лишь инструмент, которым можно пользоваться по разному, только и всего.
В Украине, к сожалению, этот инструмент использовали до сих пор в качестве кувалды государства по защите самого государства, абстрактного с абстрактными ценностями. И тогда возникает противоречие между ценностями современного общества и архаичной абстракцией. Свобода слова, например. Могу я хаять страну, флаг, историю, президента, да кого угодно, или это не позволено? Это непростой вопрос, на самом деле, и в разных странах он решается очень по разному. Можно ли шутить о национальных героях или национальных трагедиях? Как сказал издатель порнографического «Пентхауза» Ларри Флинт во время судебного процесса против него, меня можно обвинить в плохом вкусе, но является ли это таким уж страшным преступлением, что можно похерить право на свободу мысли и слова?
Абстрактность неизбежно ведёт к расколу, так как это вопрос скорее веры, чем конкретики. Нас бомбардируют лозунгами и утверждениями, которые просто не выдерживают критики реальностью и, как правило, вызывают отторжение. У одних «Без веры не бывает державы!» вызывает восторг, но у другого может вызвать негодование. И от уже на пустом месте посеяны ростки разлада, так как моментально людей делят на лучших и худших, на настоящих державников, и на плохих, которые налоги хотя и платят, но верят в что-то другое, или совсем не верят.
Там, где общество стоит во главе угла, такие вещи не делают. Оно состоит из граждан, каждый из которых может быть кем угодно и делать, что угодно, если оно не противоречит уголовному кодексу. Который тоже стоит настроить на общество, а не государство, кстати.
И вот, мне кажется, что сегодняшние выборы показывают этот, пусть и несознательный, конфликт общества и государства. Поэтому ни действительные заслуги Порошенко, ни абсолютная пустота Зеленского значения не играют. Дело не в них. Дело в инстинкте общества, которое перестаёт отождествлять себя с государством. Ну, мы же не отождествляем себя с инструментом, даже если это и офигенно навороченный зеркальный телескоп.
В общем, я предлагаю вам взглянуть на вещи под таким углом. И вместо «Украина (как государство) превыше всего», начать говорить «Украинцы, все без исключения, превыше всего!» И будет вам счастье.
Бергер