(с) "Старые добрые времена . Когда колдуны яйцеголовые не напридумывали еще бесовских антибиотиков и прививок и все жили как Богом положено. Полетел ангелочек в рай, будет семье заступником. "
"Похороны первенца" (1893 г.).
Худ. Николай Александрович Ярошенко.
О бизнесе в мире искусства.
Максим торгует картинами. Папа Максима торговал картинами. И папа папы Максима тоже торговал картинами. Максим делает это масштабно, по всему миру: Европа, США.
На днях он везет на гастроли в NY двух новых художников. Он показал мне их работы, да и самих художников - тоже. Обоим художникам на вид лет 80. Я пошутил, что когда они помрут, работы-то точно взлетят в цене.
И тут Максим задвинул речь. Коротко и очень доступно о том, как на самом деле зарабатывают бабки на искусстве. Цитирую:
Про смерть. Эта бизнес-модель не работает. Многие обесцениваются после смерти. Реальная модель другая: спекулятивная. Если у художника, какое бы дерьмище он не рисовал, появляются профессиональные коллекционеры, то через аукционы и галереи они делают фейковые продажи картин этого художника за огромные бабки, сами себе.
Или некий покупатель платит миллионы за какую-то дрянь. Или подставной коллекционер. Так формируется капитализация картин этого художника. Себестоимость раскрутки: комиссионные сборы торгов, публикации в каталогах.
Когда бренд имеет значительную раскрутку, в игру втягиваются и профи, которые начинают инвестировать в эти работы. И лохи при бабле, которые скупают потому что это резко растёт.
Работают организованно: коллекционеры в сговоре собирают на руках у себя работы какого-то автора. Например, точно известно, что у Васи Пупкина, который умер в 17 веке, было ровно 142 работы. Картины скупают потихоньку, без шума. Большая их часть доступная к покупке, Вася-то никому не нужен. Далее один коллекционер выставляет на Кристи работу. И тут, не пойми с чего, за неё торгуются несколько галерей и коллекционеров. Покупают, в итоге, за миллионы. Через время выставляется ещё одна.И, бля*ь чудо, за десятки миллионов покупается! А потом ещё одна: вообще чек идёт на сотни! А так как рост цены на работы как у биткоина, на работы автора начинается охота. Шумиха жуткая вокруг. В игру вступают японцы, китайцы, наробароны и прочие, которые не знают куда кеш впихнуть. И тут, на накале страстей, группа коллекционеров, что была в сговоре, впаривает эти работы за пару лет с икс 100 или больше. После чего, частенько, работы обесцениваются.
Крутят обычно старых художников, кто уже крякнул или совсем скоро. Работы художника, их количество, уже чётко фиксированы, тут как с эмиссией акций. Все знают, что работ 10, что художник в приступе плодовитости потом не нарисует ещё 100500 штук и не обрушит стоимость первых работ. То есть, можно смело спекулировать.
Рисуй ты хоть лучше Да Винчи, нафиг ни кому твоя мазня не нужна. Вопрос только в том, кто будет владеть твоими работами и разыгрывать спекулятивный сценарий.
Тот же Бенкси - классический пример. Такого уровня граффити на стенах тебе любой малолетка из Бутово нарисует. Вопрос , что никто не будет проворачивать спекулятивный сценарий с его мазнёй. Будут только ссать только на его граффити в подворотнях.
На выставку копий Бэнкси в ЦДХ очередь была, как в Мавзолей в СССР. Тупая толпа ломилась за бабки позырить на хрен знает что. На такие же граффити, какими обрисованы все подворотни в ебенях. Но в ебенях они не смотрят. А тут - пи*дец как гениально и круто.
В том, что рассказал Максим, я услышал что-то родное, и знакомое. Ба, да это же 1 в 1 про криптовалюты. И немножко рассказал об этом Максиму.
Ответ Максима:
Во всей этой лабуде с криптовалютами и токенами - ни хера нового нет. Объём инвесторов в арт в сотни раз выше, чем в криптохерню. А рынок гораздо старше, на многие века. Лохотрон в искусстве существует очень давно. Эти ваши криптаны – дети какие-то.
Картины - тема которая реже всего раскручивается спекулями. Сложно и дорого. Проще всего идут исталляции.
Возьми жену Абрамовича. Она активно в этой теме. Делает стартап за 60 млн баксов по оценке художественных ценностей, по всему миру.
Пример. В галерее Абрамовича в Москве - какой-то хрен собрал из мусора инсталляцию. И она стоит сто тыщ баксов плюс разборка, доставка и сборка заново. Цена обоснована: столько, типа, "рынок" платит за его работы. Он во всех каталогах в топе. Всё, инсталляция из пивных банок продана за сто тыщ.
Многие богатые люди сами попали как лохи сначала. Им впарили говнища на ярды. Опыта и понимания нет: они вчера заводы приватизировали, а сегодня их арт-дилеры разводят, как детей. Потерпевшие потом и решили: надо отбить расходы. И начали сами мутить схемы так же, строить свою собственную инфраструктуру.
Бизнес хороший: берёшь мусор со свалки. И любых фриков, которые лепят из него хрен пойми что. Устраиваешь выставку в своей же солидной галерее. Оплачиваешь пиар и каталоги. Потом впариваешь новым лошкам , которые пока не в теме.
Сейчас уже вообще не парятся рисовать или чего-то серьёзное ваять. Рынок инсталляций: сиськами на холст баба набрызгала красок. Всё, несколько сот тыщ долларов стоит работа эта. Есть такие, что членом рисуют. И тоже немерено денег стоит. И считается охренительно круто, настоящее современное искусство.
Максим, гигантское тебе спасибо. Четко и просто всё разложил.
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Владимиров Иван Алексеевич, картины из цикла "Революционные зарисовки 1918 года" и других.
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Сейчас загуглил про художника... думал эмигрант, да нет - жил в СССР, с 1932 года член ленинградского Союза советских художников, умер в 1947 году в возрасте 77 лет. И как его за такие картины не причислили к "врагам народа"?
Легенда.
Давным давно жило на Земле одно племя. И вот как то лихой зимой съели с голодухи все что было, а также съели детей, стариков, женщин (ели кстати именно в такой последовательности) . Зиму пережили и сели мужики думать что же делать далее. Придумали. Осенью, когда созрел урожай, пригласили на пиршество соседнее племя. И когад те захмелели - внезапно набросились, убили всех мужчин и пошли забрали себе их женщин.
Так началась история одного из величайших народов в истории - римского народа.
Сюжет в живописи типовый, но все рисуют сильно приукращено. Реалистичной (по отношению к реалиям легенды) картины я не нашел. если кто добавит - буду рад.
"похищение сабинянок"
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Не а . При совке за такой бы арт зачмырили.
Просто ретро.
Ну или соц-ретро.
У художника целая серия в этом жанре, эта картинка просто лучшая (на мой вкус)