Цусима

История русско-японской войны
Ответить
Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 13 июл 2018, 16:21

Японский флот утром перед Цусимским сражением.
31079 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekПрофайлер2016иван777444333Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 13 июл 2018, 16:23

Гибель броненосца "Ослябя"
31080 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 6):
SanekРост76Профайлер2016иван777444333Александр Сергеевич ПерижнякWarisdeath
Рейтинг: 50%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Аватара пользователя

Александр Сергеевич Перижняк
Полковник
Полковник
Сообщения: 7623
Зарегистрирован: 13 июл 2018
Поблагодарили: 15966 раз
Карма: +8/-0

Цусима

Где Александр Сергеевич Перижняк » 14 июл 2018, 14:45

Профайлер2016 писал(а):
11 дек 2016, 14:39
«Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин»
Оба броненосца береговой обороны .Конечно для эскадренного боя они были мало пригодны. А вот японский лубок изображающий пленение адмирала Рожественского на миноносце "Бедовый" куда его эвакуировали с разбитого "Суворова". На других картинках "Ослябя" второй из серии броненосцев типа "Пересвет" и самый невезучий ,так с началом войны оставшийся на Балтике а после включенный во 2 ТОЭ ,неудачные маневры эскадры по сигналу с "Суворова" ,в результате чего "Ослябя" застопорил машины позволив японцам быстро пристреляться по стоячей мишени,а может быть и флаг покойного адмирала Фелькерзама так и не спущенный перед боем .По некоторым источникам Рожественский приказал не сообщать остальным о смерти Фелькерзама и флаг не спускать...Зачем? В месте с кораблем погибли командир капитана первого ранга Бэр ,старший офицер Похвистнев ,старший артиллерист Генке ,все механики ,оба судовых врача ,судовой священник и корабельный инженер и еще 9 конудкторов и 472 нижних чина. Спасенные с "Осляби" моряки на миноносцах "Бравый" ,"Быстрый" "Буйный" и на пароходе "Свирь" всего 376 человек из них 27 погибло некоторые на крейсере "Дм.Донской" . "Ослябя" мог войти в состав 1 ТОЭ но был отправлен назад.
Итак почему он так быстро утонул?. Ведь систершипы "Осляби" "Пересвет" и "Победа" в бою с японской эскадрой пострадали не меньше.
Наиболее оригинальную версию выдвинул г-н Добротворский (не путать с командиром крейсера “Олег”), который после войны взялся изобличать Морское министерство во всех грехах. В своей книге “Уроки морской войны”, вышедшей в 1907 году, он с уверенностью заявлял, что “Ослябя” был потоплен подводной лодкой.....Являясь апогеем идеи крейсерской войны против Англии, долго вынашиваемой русским Морским министерством, броненосцы типа “Пересвет”, строившиеся параллельно океанским броненосным крейсерам “Рюрик”, “Россия” и “Громобой”, с которыми они и должны были совместно действовать, вызвали большой переполох в британском Адмиралтействе. В ответ на эти русские корабли Англия заложила шесть броненосцев типа “Дункан” с увеличенной до 19 узлов скоростью, но с ослабленным бронированием. Однако, когда стали известны истинные элементы русских броненосцев (скорость всего 18...18,5 узлов при продолжительной не более 17-ти, вооружение из 4-х 254-м и 11 152-мм орудий), англичане признали, что со строительством “дунканов” они явно поторопились. Оценив проект “Пересвета” как “совершенно неудовлетворительный, вооружение и защита слабые, а скорость не выдающаяся”, они получили в состав своего флота шесть дорогостоящих в постройке и эксплуатации броненосцев, пригодных иметь дело только с “пересветами”. Даже для богатой Англии держать в строю столь специфические корабли было непозволительной роскошью. Для линейного боя они были малопригодными из-за риска пробития их 178-мм пояса крупными снарядами на принятых тогда дистанциях боя, а подолгу оставаться в море они не могли из-за чрезмерного расхода угля. Как видно, являясь в известной степени “провокационными” кораблями, броненосцы типа “Пересвет”, еще не вступив в строй, уже оправдали свое существование, заставив Англию “выбросить деньги на ветер”
.В бою 28 июля/10 августа 1904 года, когда “Победа” и особенно “Пересвет”, бывший вторым флагманом эскадры, несколько часов находились под ожесточенным огнем главных сил японцев, такая система бронирования вполне себя оправдала. Конечно, большое впечатление производили огромные пробоины, оставляемые в небронированных бортах фугасными снарядами - но не более того. Косвенной оценкой эффективности защиты могут служить данные о потерях на этих кораблях: 13 убитых и 69 раненых на “Пересвете” и соответственно 4 и 29 на “Победе” из экипажа в 780 человек (по другим данным 19 и 104 человека на “Пересвете”, 6 и 40 на “Победе”). А ведь броненосцы японцев в том бою выпустили 305-мм снарядов даже больше, чем при Цусиме!

Совсем другая картина получается, если такой корабль входит в бой перегруженным, со скрытым под водой главным поясом. Теперь вражеским снарядам открыта большая часть незащищенного броней борта по ВЛ, а единственная серьезная преграда - жалкий 102-мм пояс с траверзами, далеко отнесенными от бортов и оконечностей - в принципе, пробивается (вернее, проламывается) фугасными 305-мм снарядами. Причем, такие тонкие плиты под ударом тяжелого снаряда могли просто срываться с креплений, открывая в борту огромные бреши. Объем затоплений только через пробоины в небронированном борту в носовой части теперь был бы критическим. Воде, проникающей через легко разрушаемые фугасными снарядами всех калибров тонкие переборки и нижнюю палубу в носу, было бы доступно все пространство от форштевня до котельного отделения по нижней палубе, включая и объемы над глубоко погрузившейся карапасной палубой. Нужно сказать еще об одной особенности этих кораблей. Спроектированные для длительных действий в океане, в том числе и в тропиках, они имели развитую систему вентиляции жилых помещений и погребов боезапаса. Причем, все вентиляционные шахты из-за недостатка веса остались без брони. Через такие легко разрушаемые колодцы вода могла проникать и в забронированные помещения с неповрежденной внешней защитой.Таким образом, даже при сохранении целостности 102-мм пояса, его траверзов и 51...76-мм бронепалубы корабль мог принять много воды и получить опасный дифферент на нос и крен. При этом вода могла доставать и до более высоко расположенных пробоин в небронированном борту, а также до портов 47-, 75- и 152-мм орудий на батарейной палубе (главной), которые в бою были бы открыты или повреждены
По трагическому стечению обстоятельств этот приговор несчастному “Ослябе” был приведен в исполнение без отсрочки. 10 мая он последний раз принял уголь, и его запас на борту превысил полный. За 4 суток до боя эскадра прошла менее 800 миль со скоростью 5-8 узлов, то есть “Ослябя” израсходовал около 270 тонн угля. Известно, что перед боем 28 июля “Пересвет” вышел из Порт-Артура всего с 1.500 тоннами угля ? установленным еще адмирал С. О. Макаровым “боевым запасом”. Не известно, имел ли Макаров в виду ухудшение защитных качеств этих броненосцев при полном запасе угля или просто понимал, что при полной нагрузке “Пересвет” и “Победа” с увеличенной на целый метр осадкой (главный пояс, естественно, под водой - см. выше) не смогут выйти из гавани на внешний рейд. Ясно только, что З. П. Рожественский о такой “мелочи” и не задумался. Наверное, полагал, что не адмиральское дело думать про какие-то переборки и пояса, держа в голове схемы бронирования своих кораблей. Об этом должен был сказать командир броненосца, трюмный механик или Бог знает кто еще. Не доложили. Или побоялись адмиральское гнева? А может, просто понадеялись на “авось”
31193 - Цусима
31207 - "Ослябя" покидает Бизерту
31208 - "Ослябя" после вступления в строй
31209 - дмитрий густавович вон фелькерзам
31211 - капитан 1 го ранга Бер.
За это сообщение автора Александр Сергеевич Перижняк поблагодарили (всего 6):
SanekПрофайлер2016Wseb2netРост76иван777444333Warisdeath
Рейтинг: 50%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Александр Сергеевич Перижняк
Полковник
Полковник
Сообщения: 7623
Зарегистрирован: 13 июл 2018
Поблагодарили: 15966 раз
Карма: +8/-0

Цусима

Где Александр Сергеевич Перижняк » 14 июл 2018, 14:51

Wseb2net писал(а):
13 июл 2018, 16:23
Гибель броненосца "Ослябя"
хорошая схема! а есть что то подобное по "Суворову" и "Бородино"?
За это сообщение автора Александр Сергеевич Перижняк поблагодарили (всего 4):
Профайлер2016Wseb2netРост76Sanek
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 15:52

Александр Сергеевич Перижняк писал(а):
14 июл 2018, 14:45
Ведь систершипы "Осляби" "Пересвет" и "Победа" в бою с японской эскадрой пострадали не меньше.
Броненосец "Пересвет". Полученные повреждения:
КОРПУС

I. У ватерлинии:

1) В гальванической мастерской. Снаряд 12-дм сделал пробоину и тотчас же разорвался, уничтожив все, что там находилось, выпучил дверь и переборки (гофрированного железа). Волной вымыло оттуда все дочиста.

2) В канцелярии. Снаряд 12-дм — эффект тот же самый. Вода ходила фута на два над палубой, попала в подбашенное отделение, в бомбовые погреба, в отделение подводных аппаратов. Люк последнего пришлось задраить.

3) и 4) Под носовым срезом в семидюймовую броню. Оба снаряда, вероятно 6-дм или 10-дм, разворотили медную и деревянную обшивку, но брони не тронули. Снаряд № 4 помял пять шпангоутов и переборку № 29.

5) Подводная пробоина под носовыми казематами. Снаряд 12-дм бронебойный ударил в угол броневой девятидюймовой плиты. Разрыв был затяжной. Снаряд брони не пробил, но сделал в ней лишь выбоину. Угол плиты, видимо, был плохо подкреплен, вследствие чего он подался фута на два внутрь, причем погнулась лишь мягкая часть плиты, закаленная же дала несколько концентрических трещин. Водой залились 33-е и 37-е отделения верхние (по 20 тонн) и нижние (по 60 тонн). Нижние отделения залились через горловины в карапасной палубе, кои неплотно задраиваются. В Артуре на якоре их удалось очень скоро откачать, после чего вода очень медленно прибывала.

6) 12-дм снаряд попал в четырехдюймовую броню жилой палубы, под пятнадцатой пушкой, и сейчас же разорвался. Броня дала трещину.

7) Снаряд попал у ватерлинии под семнадцатой пушкой, разворотил медную и деревянную обшивку, но брони не испортил.

8) и 9) Два 6-дм снаряда ударили в борт, в четырехдюймовую броню жилой палубы, под средним казематом, но брони не пробили.

10) Снаряд попал, при прохождении контргалсами, в броню под кормовыми казематами; осколки его полетели в III каземат, где и испортили пушку.

II. В верхнюю и нижнюю батареи:

11) Осколок разорвавшегося у борта снаряда ударил в дуло 47-мм пушки № 1, сделав вмятину с выпучиной в канале. Однако пушка после этого сделала 96 выстрелов. Другой осколок ударил в основание мушки 47-мм пушки № 3 и снес ее.

12) 12-дм снаряд попал в борт под самой верхней палубой, под запасным якорем, пробил борт, разворотил палубу и гальюны, выбил два контрафорса в правом канате. Осколки этого снаряда и палубы осыпали и башню, и боевую рубку.

13) и 14) Два 6-дм снаряда ударили в борт в помещении умывальников.

15) Снаряд ударил в броню носовых казематов, разорвался, не произведя никакого вреда.

16) 6-дм снаряд разорвался над пятнадцатой 75-мм пушкой, избил тело пушки, пробил резервуарное кольцо, пробил шток накатника, погнул стержень прицела, помял трубку куркового приспособления и сломал масленку. [95]

17) 12-дм снаряд попал в борт над семнадцатой 75-мм пушкой, разорвался и нанес ей следующие повреждения: сделал много глубоких выбоин в теле пушки, разбил правый цилиндр компрессора, разбил резервуарное кольцо, пробил шток накатника в гидравлическом отделении, отломил прицел у цапфы, перебил цапфенное кольцо, направляющее кольцо, погнул вертлюг и погнул валик подъемного механизма.

18) 12-дм снаряд попал под средний каземат, вышиб два болта основания и погнул основание. Болты заклинили пушку, и их пришлось рубить. Осколки избили пушку и станок, погнули прицельную коробку, ранили двух комендоров. Осколки снаряда, попавшие в нижнюю батарею, вывели из строя седьмую и девятую 75-мм пушки, перебили направляющие третьего 6-дм и третьего 75-мм элеваторов, побили массу ружей в пирамидах, перебили направляющие четвертого 75-мм элеватора и попортили четвертый 6-дм элеватор, попортили рефрижератор и т. п. У седьмой пушки — большие забоины, разбито резервуарное кольцо, сломана масленка, шток накатника разбит пополам, разбит манометр, прицел сломан, сломаны двуплечный рычаг, рама и зацеп затвора, избит передний бугель и погнут вал подъемного механизма. У девятой пушки — забоины, разбито резервуарное кольцо, согнут стержень прицела, сломан вал подъемного механизма.

19) 8-дм снаряд попал в борт между девятнадцатой 75-мм пушкой и VII казематом; вывел девятнадцатую пушку — забоины на теле пушки и на штоке накатника, погнут прицел.

Носовая башня

20) 12-дм или 10-дм снаряд попал в откидную крышку над правой пушкой, сбил крышку, избил осколками обе пушки, сделал выбоины в тройниковой коробке левой пушки и осколками, попавшими отчасти на верх крышки, в амбразуры рубок, а отчасти сквозь амбразуру правой пушки, убил башенного [96] командира лейтенанта Салтанова, старшего комендора Шевченко, комендора Вдовицкого и вывел почти всю прислугу.

21) Большой снаряд ударил в броневую плиту башни, но не пробил и не сдвинул ее, осколками же погнул угольники мамеринца, кои заклинили башню настолько, что вручную десять человек едва могли повернуть ее. От сотрясения приборы оказались выведенными на очень небольшой промежуток времени, после чего их удалось быстро поправить (кроме горизонтальной наводки). Осколками этого снаряда обдало боевую рубку, перебило кабели управления огнем и переговорную трубу в носовую башню. Далее осколки пробили верхнюю палубу.

22) 57-мм снаряд, пущенный ночью с миноносца, ударил в кожух ствола правой 10-дм пушки и сделал в ней выбоину в 1, 75 дюйма глубиной, чем вывел пушку из строя{173}.

Кормовая башня

23) 75-мм снаряд ударил в крышу башни, против бимса, прогнул крышу и бимс, разорвался и осколками влетел в рубку башенного командира, задев руку наклонившегося в это время артиллерийского квартирмейстера Стрелкова.

Кормовая рубка

24) Снаряд ударил в передний траверз рубки, разорвался, разбил и разворотил машинный люк и всеми осколками посыпался в машину. Вывел среднюю машину.

Мостики, мачты и трубы

25) Снаряд попал в кронштейн, поддерживающий правое крыло мостика. Осколками пробил мостик и измял тумбу 47-мм пушки № 37, разбил шток накатника двадцать третьей 75-мм пушки, избил ее, забил компрессорный цилиндр, сломал прицел, погнул валик подъемного механизма, избил весь кожух, разбил манометр.

26) 12-дм снаряд попал в фок-мачту, выше штурманской рубки, пробил и разорвался в ней. Уничтожил дальномер Барра и Струда и компас.

27) Снаряд сбил фор-стеньгу и оба боевых фонаря.

28) и 29) Два небольших (6-дм или 120-мм) снаряда и масса осколков от других снарядов попали в переднюю трубу.

30) 6-дм снаряд попал в машину парового катера № 2.

31) Снаряд попал в ростры и разворотил их, избив осколками палубу, трубы и вентиляторы.

32) 12-дм снаряд попал в среднюю трубу и разворотил ее.

33) 12-дм снаряд попал в заднюю трубу и разворотил ее.

34) 6-дм снаряд попал в кромку задней трубы.

35) Снаряд попал в задний мостик и перебил шлюпки и стрелы.

36) Снаряд попал в грот-мачту и снес верхний марс и стеньгу, испортил сорок четвертую 47-мм пушку.

37) 57-мм снаряд с миноносца ночью попал в борт у 75-мм пушки № 15.

Осколками избиты все надстройки в навесной батарее и палуба, которая местами даже пробита. В кочегарке выведены седьмой и двадцать пятый котлы, пробиты две трубки.

http://militera.lib.ru/memo/russian/che ... vn/02.html
Полностью статья, из которой вы привели большой отрывок - Почему погиб "Ослябя"?
Может кому будет интересно.
Гибель эскадренного броненосца “Ослябя” 14/27 мая 1905 года в Цусимском проливе спустя всего час после начала боя главных сил фактически предопределила исход этого сражения в пользу японского флота. Русская 2-я Тихоокеанская эскадра лишилась одного из немногих своих современных и самых сильных кораблей, причем имеющего наиболее опытный экипаж и лучших артиллеристов, а моральный дух ее личного состава, буквально потрясенного быстрой гибелью огромного броненосца, был в значительной степени сломлен. Поскольку с этого момента бой превратился в последовательное уничтожение японцами головных кораблей русской колонны, свя-занный с “Ослябей” эпизод всегда привлекал особое внимание исследователей Цусимского сражения. Многих из них удивляло, что корабль водоизмещением почти 13.000 тонн, получив относительно небольшое количество попаданий фугасными снарядами калибром 305 и 203 мм, которые на той дистанции никак не могли пробить его главный пояс по ватерлинии (ВЛ) или карапасную палубу, так быстро, перевернувшись кверху килем, пошел ко дну. При этом не наблюдалось никакого внутреннего взрыва, способного на большой площади разорвать обшивку ниже ватерлинии. А если при этом учитывалось, что:

1) однотипные “Ослябе” броненосцы 1-й (Порт-Артурской) эскадры “Пересвет” и “Победа” в бою 28 июля/10 августа 1904 года с тем же противником получили гораздо больше попаданий крупными снарядами (в том числе и приводивших к подводным пробоинам), но благополучно вернулись в базу, и их состояние не вызывало опасения, что они могут затонуть или перевернуться;

2) “Победа” легко выдержал подрыв на мине у Порт-Артура, получив лишь небольшой крен;

3) стремительное опрокидывание корабля, как это имело место с “Ослябей”, обычно является следствием неконтролируемого массового затопления отсеков одного борта, что в момент начала боя в открытом море могло быть результатом только подводного взрыва от торпедного попадания; то удивление у многих историков сменялось уверенностью, что за гибелью “Осляби” кроется какая-то тайна.

Наиболее оригинальную версию выдвинул г-н Добротворский (не путать с командиром крейсера “Олег”), который после войны взялся изобличать Морское министерство во всех грехах. В своей книге “Уроки морской войны”, вышедшей в 1907 году, он с уверенностью заявлял, что “Ослябя” был потоплен подводной лодкой.

Короче говоря, стараниями многих авторов, посвятивших свои произведения Цусимскому бою, гибель “Осляби” стала приобретать такую же таинственность, как и переполох со стрельбой при проходе 2-й эскадры через район рыбных промыслов у Доггер-банки в Северном море – были там японские миноносцы или нет? И пока история с “Ослябей” не появилась в известной рубрике “Антология таинственных случаев” журнала “Техника-Молодежи”, попробуем разобраться в этом вопросе не эмоционально, а с технической точки зрения. Если вспомнить историю проектирования и постройки броненосцев типа “Пересвет”, их назначение, состояние “Осляби” перед Цусимским боем, а также внимательно посмотреть на его схему бронирования и внутреннее устройство, то всякая таинственность сразу исчезает.

Итак, эскадренный броненосец “Ослябя” был построен на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1895-1901 годах. Первые два корабля этого типа получили названия в честь монахов-богатырей Пересвета и Осляби, погибших в Куликовской битве. (Кстати, название “Ослябя” всегда ставило в тупик иностранцев. Немцы, например, переводили его как “плохие машины”, считая, что оно происходит от слова “ослабеть”). Эти корабли, как и заложенная на три года позже “Победа”, предназначались для длительных действий в океане и являлись как бы переходным классом между линейными броненосцами и броненосными крейсерами того времени. За счет уменьшения калибра четырех главных орудий, стоявших в концевых башнях, со стандартных 305 мм до 254 мм и площади (но не толщины!) бронирования удалось значительно повысить скорость, мореходность, дальность плавания и автономность. Иногда их даже называли предшественниками линейных крейсеров, забывая, что последние создавались как быстроходная версия линкоров-дредноутов с уменьшенным числом (но не калибром!) крупных орудий и более тонкой броней почти по той же площади. Основной задачей линейных крейсеров был бой в авангарде главных сил эскадры или флота с целью охвата головы строя противника, а главной задачей кораблей типа “Пересвет” было нарушение торговли потенциального противника (читай - Англии) в ходе рейдерства по океанам. При этом “пересветам” было по силам справиться с любыми “защитниками торговли” вплоть до самых больших броненосных крейсеров с 234-мм орудиями и благополучно избежать боя с более сильными, но менее быстроходными броненосцами. Поэтому, если уж очень хочется видеть в “пересветах” чьи-либо предшественников, то правильно считать их предками немецких “карманных” линкоров, созданных в 1920-х года как океанские рейдеры, способные разбить любой более быстроходный корабль и уйти от любого более сильного.

Являясь апогеем идеи крейсерской войны против Англии, долго вынашиваемой русским Морским министерством, броненосцы типа “Пересвет”, строившиеся параллельно океанским броненосным крейсерам “Рюрик”, “Россия” и “Громобой”, с которыми они и должны были совместно действовать, вызвали большой переполох в британском Адмиралтействе. В ответ на эти русские корабли Англия заложила шесть броненосцев типа “Дункан” с увеличенной до 19 узлов скоростью, но с ослабленным бронированием. Однако, когда стали известны истинные элементы русских броненосцев (скорость всего 18...18,5 узлов при продолжительной не более 17-ти, вооружение из 4-х 254-м и 11 152-мм орудий), англичане признали, что со строительством “дунканов” они явно поторопились. Оценив проект “Пересвета” как “совершенно неудовлетворительный, вооружение и защита слабые, а скорость не выдающаяся”, они получили в состав своего флота шесть дорогостоящих в постройке и эксплуатации броненосцев, пригодных иметь дело только с “пересветами”. Даже для богатой Англии держать в строю столь специфические корабли было непозволительной роскошью. Для линейного боя они были малопригодными из-за риска пробития их 178-мм пояса крупными снарядами на принятых тогда дистанциях боя, а подолгу оставаться в море они не могли из-за чрезмерного расхода угля. Как видно, являясь в известной степени “провокационными” кораблями, броненосцы типа “Пересвет”, еще не вступив в строй, уже оправдали свое существование, заставив Англию “выбросить деньги на ветер”.

“Пересвет”, “Ослябя” и “Победа” имели высокий надводный борт, позволявший им держать высокую скорость и использовать большую часть артиллерии даже в очень свежую погоду. Чтобы в ходе длительного плавания вдали от баз их подводная часть не обрастала ракушками и водорослями (если их не счистить в доке, корабль резко терял скорость при возрастании расхода угля), ее на первой паре обшили медными листами на деревянной подкладке. Над водой борта имели заметный завал внутрь. Такая форма корпуса и принятое распределение весов (например, высоко расположенная носовая башня) способствовали плавной качке на волнении, что повышало точность стрельбы и снижало утомляемость экипажа (можно вспомнить восторженные отзывы В. П. Костенко о поведении в штормовом океане “Орла”, имевшего аналогичную форму корпуса). Но, с другой стороны, из-за этого корабли имели малую остойчивость, что снова компенсировалось высоким надводным бортом. У корабля с заваленным бортом с ростом крена спрямляющий момент, зависящий от величины погружаемого объема, растет медленно, по сравнению с кораблем, имеющим при той же ширине вертикальный борт. Поэтому качка у первого медленная, но для равной остойчивости борт ему нужно повышать. В бою же трудно было рассчитывать, что высокий надводный борт, являвшийся прекрасной мишенью для противника, не будет многократно пробит снарядами. И тогда его эффективная высота будет зависеть от расположения самой нижней надводной пробоины. Правда, тогда считалось, что надводные пробоины, через которые нет непосредственного поступления воды, могут быть легко заделаны аварийными партиями. К тому же уже утвердилось мнение, что для защиты остойчивости в бою необходимо иметь броню не только по ватерлинии, но и выше - на большей части длины корпуса. Этот верхний пояс, по соображениям веса и опять-таки остойчивости, был гораздо тоньше главного по ватерлинии, но давал достаточную защиту от фугасных снарядов. Бронебойные снаряды из-за небольшого размера оставляемой ими пробоины и отсутствия в этом месте жизненно важных объектов были не так страшны.

Схема бронирования “Пересвета” была классической для того времени: пояс по ватерлинии на 3/4 длины корпуса толщиной 229 мм в районе машинных и котельных отделений (67 м) и 178 мм в районе башен закрывался с концов 178-мм переборками; от переборок в оконечности проходила 76-мм карапасная палуба, а нижняя палуба в районе пояса имела толщину 51 мм в плоской части и 63,5 мм на скосах, причем скосы крепились к нижней кромке пояса толщиной 127 мм. Это были первые русские корабли, имевшие за поясом скос бронепалубы, что давало дополнительную защиту по ватерлинии, и гарвеевскую броню. Это позволило значительно уменьшить толщину плит по ватерлинии без ослабления защиты. Высота пояса была 2,4 м, из которых при нормальной нагрузке по проекту (1.080 тонн угля) около 1,5 м находились под водой. Но, поскольку каждые 52 тонны дополнительной нагрузки вызывали погружение корпуса на 1 дюйм, при полном запасе угля 2.060 тонн над водой оставалось всего 0,4 м брони. Это не было каким-то исключением, поскольку на многих кораблях того времени пояс при полном запасе угля вообще скрывался под водой. Считалось, что в таком состоянии корабль никогда не вступит в бой, поскольку на переходе к месту встречи с противником он израсходует часть угля, а в случае боя у своей базы вообще брать полный запас не имело смысла.

К сожалению, эти корабли, как и большинство других, строившихся на отечественных верфях, имели большую строительную перегрузку, которая по имеющимся сведениям достигала на “Ослябе” 800 тонн. Так что при полной нагрузке главный пояс скрывался под водой, и непотопляемость корабля зависела от верхнего пояса толщиной всего 102 мм, длиной 53 и высотой 2,2 м. В носу этот пояс заканчивался сразу перед носовым котельным отделением (под носовым 2-ярусным казематом 152-мм орудий) и дальше шел к диаметральной плоскости (ДП) корабля сначала под небольшим углом вперед, а затем по траверзу. В корме пояс заканчивался сразу за машинным отделением и продлевался до ДП отклоненными в корму переборками. За этим поясом, а также вне его, до траверзов главного пояса, где корпус разделялся на небольшие отсеки, находились угольные ямы. В принципе, уголь давал достаточную защиту от бронебойных снарядов, которыми тогда и предполагалось вести бой, но не мог защищать от фугасных с большой разрушительной силой.

Как же по замыслу строителей эти корабли должны были воспринимать попадания вражеских снарядов? Главный пояс со скосом бронепалубы пробить можно было только на близкой дистанции, на которую при высокой скорости “пересветов” противнику было сблизиться не так просто. На дальней дистанции (в то время дистанция свыше 15 кабельтовых уже считалась дальней) ни главный пояс, ни карапасная бронепалуба в оконечностях снарядами не пробивалась, а количество воды, которая могла бы попасть через пробоины по ватерлинии в носу и корме, где не было бортовой брони, не могло быть велико. Корпус здесь имел острые обводы и был хорошо разделен на отсеки, а снизу проходил свод бронепалубы. Такие корабли даже с полностью затопленными оконечностями при сохранении целостности бронепалубы и траверзов имели бы положительную метацентрическую высоту и не опрокидывались. Осадка из-за потери незначительного запаса плавучести увеличилась бы всего на несколько дюймов. Кстати, сказать, эти корабли и проектировались для боя на большой дистанции. Их установки главного калибра имели большой угол возвышения, и 254-мм снаряды с “пересветов” летели гораздо дальше 305-мм снарядов других броненосцев. Это было важно для боя на преследовании или отходе, как раз и характерного для рейдерских действий, когда надо было догонять транспорты и убегать от кораблей охранения. Целям погони соответствовало и расположение носовой 6-дюймовки, совершенно бесполезной для линейного боя.

В бою 28 июля/10 августа 1904 года, когда “Победа” и особенно “Пересвет”, бывший вторым флагманом эскадры, несколько часов находились под ожесточенным огнем главных сил японцев, такая система бронирования вполне себя оправдала. Конечно, большое впечатление производили огромные пробоины, оставляемые в небронированных бортах фугасными снарядами - но не более того. Косвенной оценкой эффективности защиты могут служить данные о потерях на этих кораблях: 13 убитых и 69 раненых на “Пересвете” и соответственно 4 и 29 на “Победе” из экипажа в 780 человек (по другим данным 19 и 104 человека на “Пересвете”, 6 и 40 на “Победе”). А ведь броненосцы японцев в том бою выпустили 305-мм снарядов даже больше, чем при Цусиме!

Совсем другая картина получается, если такой корабль входит в бой перегруженным, со скрытым под водой главным поясом. Теперь вражеским снарядам открыта большая часть незащищенного броней борта по ВЛ, а единственная серьезная преграда - жалкий 102-мм пояс с траверзами, далеко отнесенными от бортов и оконечностей - в принципе, пробивается (вернее, проламывается) фугасными 305-мм снарядами. Причем, такие тонкие плиты под ударом тяжелого снаряда могли просто срываться с креплений, открывая в борту огромные бреши. Объем затоплений только через пробоины в небронированном борту в носовой части теперь был бы критическим. Воде, проникающей через легко разрушаемые фугасными снарядами всех калибров тонкие переборки и нижнюю палубу в носу, было бы доступно все пространство от форштевня до котельного отделения по нижней палубе, включая и объемы над глубоко погрузившейся карапасной палубой. Нужно сказать еще об одной особенности этих кораблей. Спроектированные для длительных действий в океане, в том числе и в тропиках, они имели развитую систему вентиляции жилых помещений и погребов боезапаса. Причем, все вентиляционные шахты из-за недостатка веса остались без брони. Через такие легко разрушаемые колодцы вода могла проникать и в забронированные помещения с неповрежденной внешней защитой.

Таким образом, даже при сохранении целостности 102-мм пояса, его траверзов и 51...76-мм бронепалубы корабль мог принять много воды и получить опасный дифферент на нос и крен. При этом вода могла доставать и до более высоко расположенных пробоин в небронированном борту, а также до портов 47-, 75- и 152-мм орудий на батарейной палубе (главной), которые в бою были бы открыты или повреждены. Положение еще более усугубляется, если попадания следовали одно за другим и кучно, а погода на море отличалась от штилевой. Конструктивный недостаток, порожденный копеечной экономией, и преступная перегрузка подписали приговор в общем-то неплохому кораблю.

По трагическому стечению обстоятельств этот приговор несчастному “Ослябе” был приведен в исполнение без отсрочки. 10 мая он последний раз принял уголь, и его запас на борту превысил полный. За 4 суток до боя эскадра прошла менее 800 миль со скоростью 5-8 узлов, то есть “Ослябя” израсходовал около 270 тонн угля. Известно, что перед боем 28 июля “Пересвет” вышел из Порт-Артура всего с 1.500 тоннами угля ? установленным еще адмирал С. О. Макаровым “боевым запасом”. Не известно, имел ли Макаров в виду ухудшение защитных качеств этих броненосцев при полном запасе угля или просто понимал, что при полной нагрузке “Пересвет” и “Победа” с увеличенной на целый метр осадкой (главный пояс, естественно, под водой - см. выше) не смогут выйти из гавани на внешний рейд. Ясно только, что З. П. Рожественский о такой “мелочи” и не задумался. Наверное, полагал, что не адмиральское дело думать про какие-то переборки и пояса, держа в голове схемы бронирования своих кораблей. Об этом должен был сказать командир броненосца, трюмный механик или Бог знает кто еще. Не доложили. Или побоялись адмиральское гнева? А может, просто понадеялись на “авось”: авось до встречи с японцами подвсплывем фута на два-три.

По всему выходит, что “Ослябя” перед боем 14 мая имел свыше 2.000 тонн угля, полуторную норму запасов и сверхкомплектный экипаж из 922 человек (35 офицеров, включая труп контр-адмирала Фелькерзама) вместо штатных 27 офицеров и 743 прочих чинов. С главным поясом под водой этот корабль уже нельзя было считать броненосцем. Также перегруженные корабли типа “Бородино” все-таки имели над водой по всей длине корпуса 102...152-мм верхний пояс с коффердамами (небольшими отсеками, призванными ограничивать повреждения и затопления при взрыве в них снарядов) за ним, и их положение было не в пример лучше. А у “Орла” к вечеру даже вышел из воды главный пояс.

А теперь - свидетельства очевидцев трагедии (стилистика оригинала сохранена - С. С.).

“Один из первых выстрелов в “Ослябя” попал слева в жилую (нижнюю - С. С.) палубу близ носовой переборки. Через пробоину вода попала в первый и второй отсеки, через трещины в палубе и разбитые вентиляторные трубы - в носовой шестидюймовый погреб (вентиляционные шахты и погреб боезапаса 152-мм орудий - С. С.) и подбашенное отделение. Заделка пробоины вследствие зыби и хода была невозможна, дальнейшее распространение воды по жилой палубе было задержано третьей переборкой впереди носового траверза, а внизу вода дошла до отделения носовых аппаратов (торпедных - С. С.) и динамо-машин. Новый снаряд, попавший с левой стороны в десятую угольную яму, пробив броню, затопил запасную крюйт-камеру. Крен и дифферент на нос увеличились. Для спрямления начали затоплять правые патронные погреба, что происходило медленно вследствие малого сечения клапанов. В это время были сбиты стеньги, а в носовую башню попало три крупных снаряда; первый повредил установку, а третий, влетев в амбразуру, вывел всю прислугу, тяжело ранил командира башни мичмана Майкова.

Около 3 часов, вследствие увеличения крена, вода стала вливаться через порты нижней батареи, которые нельзя было задраить, так как полупортики были перебиты. Незадолго до гибели эскадра уклонилась немного вправо. “Ослябя” вышел из строя и около 3 часов пошел ко дну, перевернувшись кверху килем. В момент гибели на мостике находились командир капитан 1 ранга Бэр, капитан 2 ранга Генке, лейтенант Саблин, прапорщик Болдырев. В середине боя были ранены старший офицер капитан 2 ранга Похвиснев, подполковник Осипов (флагманский штурман Фелькерзама - С. С.), лейтенанты Косинский (флаг-офицер - С. С.), Колокольцев, мичманы князь Ливен (флаг-офицер - С. С.), Шиповалов, много команды. К месту гибели “Ослябя” подошли миноносцы спасать людей, что производили под сильным огнем неприятеля” (журнал “Нива”, ±23, 1905 год).

Практически без изменений этот отрывок приводит пролетарский писатель А. С. Новиков-Прибой в “Цусиме”. А согласно “Хронологическому перечню военных действий флота в 1904-1905 гг.” в 14-20, спустя полчаса после первого выстрела, “Ослябя” уже имел сильный крен и пожары, в 14-40 он вышел из строя и повернул на обратный курс, а в 14-50 лег на борт. После его затопления на воде держалось около 400 человек, для спасения которых подошли миноносцы “Бурный” (принял около 250 человек), “Бравый” (10), “Быстрый” (10), крейсер “Изумруд” и буксир “Свирь”.

Сергей Сулига, кандидат технических наук,
август, 1990

http://tsushima.su/RU/libru/i/Page_7/pa ... -oslyabya/
Последний раз редактировалось Wseb2net 14 июл 2018, 15:57, всего редактировалось 1 раз.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
Рост76SanekПрофайлер2016иван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Рост76
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 20707
Зарегистрирован: 03 янв 2018
Поблагодарили: 113382 раза
Карма: +10/-0

Цусима

Где Рост76 » 14 июл 2018, 15:57

Статья интересная, не знал что всего 3 построили и ТТХ в конце статьи.
,,Эскадренные броненосцы типа "Пересвет" .
http://www.and-kin2008.narod.ru/biperesvet.html
За это сообщение автора Рост76 поблагодарили (всего 5):
Wseb2netSanekПрофайлер2016иван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Рост76
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 20707
Зарегистрирован: 03 янв 2018
Поблагодарили: 113382 раза
Карма: +10/-0

Цусима

Где Рост76 » 14 июл 2018, 16:00

Эскадренные броненосцы типа "Бородино".
31217 - Цусима
http://www.and-kin2008.narod.ru/biborodino.html
Ещё.
http://warfields.ru/eskadrennye-broneno ... -borodino/
За это сообщение автора Рост76 поблагодарили (всего 4):
Wseb2netSanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 16:06

Александр Сергеевич Перижняк писал(а):
14 июл 2018, 14:51
хорошая схема! а есть что то подобное по "Суворову" и "Бородино"?
Нет. Только про "Ослябя", т.к. через его гибель художник передал историю Цусимского сражения. Извините за гуглоперевод:

"Швейцарский иллюстратор Джаред Муральт объединился с типографией Info•Rama рассказал историю битвы за Цусиму через потопление Ослябьи. Это морское сражение - это нечто большее, чем простая незначительная историческая сноска, это было началом новой эры современного дизайна линкоров. Осляба стояла как символ мастерства и силы мастера, но однажды погрузившись в воды между Кореей и Японией, это означало отступление экспансионистских целей России на Дальнем Востоке и вывело Японию из изоляционистского сна, а также за его роль в переговоры по договору, президент США Теодор Рузвельт был удостоен Нобелевской премии мира, давая Соединенным Штатам авторитет в качестве лидера мировой дипломатии. Это трио событий в 1905 году отразилось бы глубоко в глобальной шкале времени. Публичное пренебрежение Россией, рост Японии и дипломатическая героика Соединенных Штатов навсегда изменили бы динамику мировой сцены. Иллюстрация Муральта показывает сопоставление силы и провала внутри скелетного корпуса Ослябья. Печать - это блестящее обобщение сложного момента мировой истории и работа в рамках концепции Info • Rama, дизайн Muralt говорит о месте линкора в истории через сложную инфографику."
31219 - Цусима
31220 - Цусима
31218 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 6):
SanekРост76Профайлер2016иван777444333Александр Сергеевич ПерижнякWarisdeath
Рейтинг: 50%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 18:49

Силуэты флагманских кораблей
31233 - Цусима
Малыши в сравнении с будущими гигантами :wink:
31234 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
Профайлер2016Рост76Sanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 19:43

IJN Mikasa в Сасебо после Цусимского сражения
31239 - Цусима
31266 - Цусима
31240 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
Профайлер2016Рост76Sanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 20:02

Попадания в IJN Fuji во время Цусимского сражения. Совсем мизер, что даже трудно найти на схемах.
31243 - Цусима
31244 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
Рост76Профайлер2016Sanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Рост76
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 20707
Зарегистрирован: 03 янв 2018
Поблагодарили: 113382 раза
Карма: +10/-0

Цусима

Где Рост76 » 14 июл 2018, 20:17

Wseb2net писал(а):
14 июл 2018, 18:49
Силуэты флагманских кораблей
Изображение
Малыши в сравнении с будущими гигантами :wink:
Изображение
На то время самые передовые малыши :yahoo: авианосец современный с ними рядом супер гигант :rofl: про огневую мощь и говорить нечего. На то время были супер новые.
За это сообщение автора Рост76 поблагодарили (всего 5):
Wseb2netПрофайлер2016Sanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 20:21

Рост76 писал(а):
14 июл 2018, 20:17
с ними рядом супер гигант
Обратите внимание - американский линкор USS Iowa (BB-61) длиннее IJN Yamato
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
Рост76Профайлер2016Sanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Рост76
Генерал-полковник
Генерал-полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 20707
Зарегистрирован: 03 янв 2018
Поблагодарили: 113382 раза
Карма: +10/-0

Цусима

Где Рост76 » 14 июл 2018, 20:41

На данный момент авианосец Энтерпрайз (Enterprise) — самый большой авианосец в мире. Его длина составляет 342,3 метра, что является рекордом среди боевых кораблей.
31255 - Цусима
Американский линкор USS Iowa BB-61 длинна 270 метров. Красивое фото добавлю.
31256 - Цусима
За это сообщение автора Рост76 поблагодарили (всего 4):
Wseb2netSanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 14 июл 2018, 20:49

Японский флагман IJN Mikasa
31257 - Цусима
31259 - Цусима
31260 - Цусима
31258 - Цусима
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
Рост76Sanekиван777444333Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 15 июл 2018, 20:39

"На "Орле" в Цусиме" Костенко В.П.
31331 - Цусима
Автор: По готовности «Орла» я был зачислен на этот броненосец в качестве судового корабельного инженера и на нем совершил весь поход через три океана до Цусимского пролива... Настоящие мои дневники и воспоминания "На "Орле" в Цусиме" охватывают тот же круг событий, как и «Цусима» Новикова-Прибоя. Но, в качестве инженера-кораблестроителя и участника постройки кораблей Второй эскадры, я непосредственно на собственном опыте имел возможность наблюдать ту обстановку в учреждениях флота, в портах и в штабе эскадры, которая затем сказалась в походе и в бою. Изучая обстоятельства Цусимского боя, я, естественно, особое внимание уделял моментам влияния технических факторов кораблей эскадры на выбор рациональной боевой тактики командующего, а анализируя поведение личного состава, отмечал его умение использовать технические средства и вооружение кораблей.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 5):
Профайлер2016иван777444333SanekРост76Warisdeath
Рейтинг: 41.67%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 15 июл 2018, 20:46

Семенов В. И. Бой при Цусиме : Памяти "Суворова". - СПб., 1910.
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
SanekПрофайлер2016Рост76Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Профайлер2016
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 10824
Зарегистрирован: 05 дек 2016
Поблагодарили: 37366 раз
Карма: +19/-5

Цусима

Где Профайлер2016 » 15 июл 2018, 20:51

Уважаемый Wseb2net! Научите меня как вставлять ПДФ файлы, плиз?!!!
За это сообщение автора Профайлер2016 поблагодарили (всего 4):
SanekWseb2netРост76Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Wseb2net
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 6307
Зарегистрирован: 03 дек 2016
Откуда: С Восточного фронта
Поблагодарили: 20380 раз
Карма: +4/-0

Цусима

Где Wseb2net » 15 июл 2018, 20:54

Профайлер2016 писал(а):
15 июл 2018, 20:51
Научите меня как вставлять ПДФ файлы, плиз?!!!
FAQ по работе форума
За это сообщение автора Wseb2net поблагодарили (всего 4):
Sanekиван777444333Рост76Warisdeath
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Профайлер2016
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 10824
Зарегистрирован: 05 дек 2016
Поблагодарили: 37366 раз
Карма: +19/-5

Цусима

Где Профайлер2016 » 15 июл 2018, 20:59

Wseb2net писал(а):
15 июл 2018, 20:54
FAQ по работе форума
Спасибо!!!
За это сообщение автора Профайлер2016 поблагодарили (всего 4):
иван777444333SanekWarisdeathРост76
Рейтинг: 33.33%


Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Ответить

Вернуться в «Русско-японская война»