(с)
Как известно, Россия родина слонов, но никак не двигателей внутреннего сгорания. Собственно буржуазное происхождение дизельного двигателя выдает даже его название – в честь немца Рудольфа Дизеля.
Вообще двигателестроение штука очень сложная, так просто, с нуля, нормальный движок, не то что хороший, не забацать. Нужны расчеты, нужен опыт, нужна школа. В РКМП (Россия, которую мы потеряли) с двигателестроением было не очень хорошо, прямо скажем, плохо было с двигателестроением. Советские инженеры, в общем то , трезво оценивали свои возможности, и занимались тем что доводили, модернизировали импортные движки, закупленные СССР. Дело тоже сложное и полезное: на выходе получали моторы с нужными характеристиками и, главное, нарабатывали опыт и знания, которые были нужны для того, чтобы сделать свой, посконный двигатель.
Итак, в тридцатые годы Советскому Союзу был нужен двигатель, причем не просто двигатель, а легкий скоростной и дизельный. Эта штука была нужна для тяжелых грузовиков, но, не только: движок должен был стать сердцем легких танков и самоходных установок, а стало быть все серьезно.
Конструировал этот двигатель Николай Романович Бриллинг (Написание фамилии, в части сдвоенного «л» является вопросом дискуссионным). Человек был прошареный как в части двигателей (Учился в Германии, в Дрездене и Штутгарте), так и в части политики (за свою жизнь сидел в тюрьме пять раз – три раза при царе, два раза в Советском Союзе).
Работа над двигателем началась в 1931 году, как раз в это самое время товарищ Бриллинг очень «удачно» сел: по постановлению Особого совещания при коллегии ОГПУ в апреле 1931 г. на основании ст. 58-10 УК РСФСР ученого приговорили «к заключению сроком на 3 года с отбыванием заключения в концлагере – ИТЛ». Задело процессом «Промпартии». Чекисты организовали для Бриллинга «шарашку» в центре Москвы, посадив туда еще нескольких специалистов по двигателям. Производственной базой для создания дизеля служил Ярославский автомобильный завод. Дизель получил знаковое наименование «Коджу» - что расшифровывалось как Коба Джугашвили – естественно этому проекту был дан зеленый свет. Первые два дизеля были изготовлены на Ярославском заводе в 1933 году. Поскольку это был первый советский двигатель, было принято решение испытать его автопробегом и сравнить с зарубежными конкурентами.
В 1934 году в СССР был объявлен конкурс на лучший легкий быстроходный дизель. Многие иностранные производители с удовольствием приняли в нем участие, так как Советский Союз казался неплохим потенциальным рынком для их техники. Среди конкурсантов были известнейшие компании мира — «Sauber», (Швейцария), «Graf &Stift» (Австрия), MAN, «Bussing» (Германия), FIAT (Италия), «Renault», «Lilloise» (Франция), «Perkins», «Crossley» (Англия), «Hatz», «Laeng» (Венгрия по лицензии Мерседес). Сначала двигатели сравнивались по результатам стендовых испытаний, а затем в пробеге, причем непременным условием было то, что все моторы должны монтироваться на шасси советских грузовиков ЗИС-5, ЯГАЗ-5, ЯГАЗ-8.
В пробеге приняли участие 75 автомобилей и 280 участников, машины в течение месяца должны были пройти 4 157 км. Оба дизеля «Коджу» были установлены на машинах.
После прохождения маршрута все автомобили испытывались на экономичность и динамические характеристики. Лучшими оказались «Perkins», «Thornycroft», MAN и «Sauber». Отечественный дизель получил шестое место. По экономичности «Коджу» занял шестнадцатое место, пропустив вперед многих конкурентов. Помимо всего испытали и пусковые качества моторов, т.к. считалось, что одно из слабых мест дизеля — затрудненный пуск. Здесь «Коджу» стал третьим.
Первый приз по совокупности результатов конкурса завоевал дизель D-0540 фирмы MAN, второй — LC-3 фирмы «Lilloise», третий достался мотору OML-65, построенному компанией «Laeng». Советский двигатель призов не заработал, получив лишь свидетельство об участии в конкурсе. Однако советская пропаганда заявила о том, что советский дизель-мотор «не хуже иностранных».
Итак, надо было выбирать, какой же двигатель пойдет в серийное массовое производство. И, на основании результатов было вынесено решение – естественно наш дизель «Коджу», обломайтесь иностранцы. Да, конечно, наши двигатели не были серийными, но их создатель, товарищ Бриллинг обещал, что еще чуть-чуть, еще вот-вот и дело пойдет.
В мае 1935 г. в НАТИ начались работы по доводке «Коджу» под руководством инженера Н. Гончарова. Однако процесс немного затянулся из-за происков врагов народа… Как водится, с врагами боролись. В июне 1937 года сняли с должности директора Ярославского завода Василия Алексеевича Еленина. «Разоблачён враг народа, бывший директор завода Еленин. Еленин много напакостил заводу. Его вредительская подрывная деятельность была направлена главным образом на разрушение и вывод из строя станочного парка. Враг бил по самому ощутимому месту на заводе». Снятие директора не помогло, тогда под репрессии попали главный конструктор завода Алексей Семенович Литвинов и главный инженер Владимир Федорович Гайдукевич. В 1938 году всех врагов расстреляли, но двигатели упрощенной серийной конструкции все равно не желали устойчиво работать.
Как писал Гончаров в статье «Советский автомобильный дизель «Коджу», опубликованной в журнале «За рулём» (№5 за 1939 год), всё было просто: «Подлые вредители, орудовавшие в ГУТАП и НАТИ, эту работу затянули, и лишь в 1938 году переконструированные под массовое производство „Коджу-НАТИ“ были представлены на государственные испытания». Испытания двигатель в конечном итоге прошёл, но практика показала, что советская промышленность не способна серийно выдавать сложные узлы и детали компактного дизельного двигателя отечественной конструкции. Было изготовлено несколько сотен единиц, но работали они плохо, выходили из строя часто и были очень ненадежными.
В 1939 году в СССР решили, что хотели как лучше, но получается как всегда, и попытались закупить в проклятых штатах легкий ДжиЭмовский дизелек, естественно по лицензии, с импортными производственными линиями. Начались переговоры с американской фирмой об оснащении станками будущего моторного производства ЯГАЗ. Но тут товарищ Сталин объявил войну Финляндии, и в отношении СССР было объявлено «моральное эмбарго». И хотя товарищ Молотов язвил по этому поводу «наши отношения с США не улучшились, но, пожалуй, и не ухудшились», но переговоры по поставке двигателей зашли в тупик. Было принято решение попробовать скопировать те движки, которые завезли к нам на испытания, но это требовало времени, а в 1941 году началась ВОВ.
На наши многочисленные легкие танки и самую массовую САУ СУ-76, вместо хорошего, недорогого дизеля вынуждены были вкрячивать спарки газовских бензиновых двигателей, что не добавляло технике надежности и создавало куче технических проблем. В 1943 году мы таки получили оборудование для сборки дизелей по ленд-лизу, но немецкая авиация очень удачно уничтожила строящийся в Ярославле завод по их сборке, и все осталось так, как и было. К слову, «двигательная история» уже в ходе войны стоила жизни еще одному конструктору – С.А. Гинзбургу, но это уже совсем другая история…
Дизельные двигатели для советской промышленности начали выпускать уже после войны в Ярославле, они являлись копиями американского двигателя GMC «3-71». Дизельный двигатель ЯАЗ-204 имел 12 серийных модификаций и 15 комплектаций. Всего за 46 лет производства этих моторов было выпущено 972 633 двигателя.
Как в СССР дизель делали
-
Автор темы - Полковник
- Сообщения: 8835
- Зарегистрирован: 23 май 2019
- Поблагодарили: 30230 раз
- Карма: +16/-0
-
- Полковник
- Сообщения: 7061
- Зарегистрирован: 24 мар 2019
- Откуда: Из дремучего леса
- Поблагодарили: 21147 раз
- Карма: +3/-0
Как в СССР дизель делали
Подождите.. а танковые дизели? Или это не то?
- Рейтинг: 16.67%
-
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Генерал-майор
- Сообщения: 12595
- Зарегистрирован: 03 дек 2016
- Поблагодарили: 70513 раз
- Карма: +11/-0
Как в СССР дизель делали
Lis1980, я так понял, история об АВТОМОБИЛЬНЫХ двигателях.
- Рейтинг: 16.67%
-
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
Автор темы - Полковник
- Сообщения: 8835
- Зарегистрирован: 23 май 2019
- Поблагодарили: 30230 раз
- Карма: +16/-0
-
- Полковник
- Сообщения: 7061
- Зарегистрирован: 24 мар 2019
- Откуда: Из дремучего леса
- Поблагодарили: 21147 раз
- Карма: +3/-0
Как в СССР дизель делали
Все знать и помнить не получается ;) Загуглил про Калашникова.. понятно. Автомобильный дизель должен был быть с гораздо большим ресурсом.
- Рейтинг: 16.67%
-
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Генерал-майор
- Сообщения: 12595
- Зарегистрирован: 03 дек 2016
- Поблагодарили: 70513 раз
- Карма: +11/-0
Как в СССР дизель делали
Нет. "Прибор учёта моторесурсов танка был первым изобретением молодого танкиста Калашникова, рекомендованным к серийному производству ещё в 1940 году, однако из-за Великой Отечественной войны организовать его выпуск командование так и не успело. Последнее изобретение было достаточно значимым, о чём говорит тот факт, что Калашников был вызван для доклада о нём к командующему Киевским Особым военным округом генералу армии Георгию Жукову, от которого получил в награду именные часы". Говорится об этом.
- Рейтинг: 25%
-
У войны, в отличие от мирной жизни, нет заднего хода. Стоит только начать, и дальше шестеренки провернут до конца, и от сделавших первые шаги ничего уже не зависит...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Старший прапорщик
- Сообщения: 406
- Зарегистрирован: 29 апр 2021
- Поблагодарили: 1387 раз
- Карма: +1/-0
Как в СССР дизель делали
Потому что развитие совавтопрома определяла не конкуренция и рынок, а планы установленные старыми пердунами из ЦК. В подтверждении подобных выводов говорят экспонаты в заводских музеях, созданные, за частую, на голом энтузиазме.
Напоминает, компиляцию известных образцов оружия, довольно удачную и жизнеспособную на тот момент. А то что Д.М. Браунинг придумал 110 лет назад систему с коротким ходом ствола на серьге для 1911-го, которую по сей день, все кому не лень, или кому отсутствие творческой мысли не позволяет, лепят в разных интерпретациях. Если что, я совок не защищаю, я это к тому, что не стоит быть таким категоричным. А еще над всем этим доминировало мнение, перекочевавшее еще из царской России - "да что мы можем? Аглицкое и Хранцуское, все равно лучше" , этим и руководствовались при выборе - разработать или скопировать, да и за неудачи по шапке, в лучшем случаи, получать не хотелось.
-
- Старший прапорщик
- Сообщения: 406
- Зарегистрирован: 29 апр 2021
- Поблагодарили: 1387 раз
- Карма: +1/-0
Как в СССР дизель делали
Прошу прощения что не в тему, но в продолжении темы моего ответа. О пять украли!
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 194 Ответы
- 13284 Просмотры
-
Последнее сообщение dnepr7
10 окт 2023, 00:40
-
- 13 Ответы
- 1131 Просмотры
-
Последнее сообщение Sanek
26 окт 2021, 00:59
-
- 0 Ответы
- 383 Просмотры
-
Последнее сообщение иван777444333
14 апр 2017, 20:42
-
- 17 Ответы
- 22493 Просмотры
-
Последнее сообщение Bikini
28 окт 2019, 14:42
-
-
Военный конфликт СССР и Китая - Остров Даманский 1969 год
Профайлер2016 » 31 авг 2017, 21:09 » в форуме Локальные и региональные конфликты - 33 Ответы
- 2578 Просмотры
-
Последнее сообщение Lumen
16 июл 2019, 15:48
-
-
- 49 Ответы
- 2326 Просмотры
-
Последнее сообщение Профайлер2016
08 янв 2018, 20:44
-
- 231 Ответы
- 15443 Просмотры
-
Последнее сообщение Lumen
12 мар 2023, 14:06
-
-
Монокуляр призменный ЗОМЗ 12х40 - 20х60 . 87 год. СССР. Новый.
YURGEN » 16 дек 2017, 08:56 » в форуме Снаряжение после 1945 года - 2 Ответы
- 957 Просмотры
-
Последнее сообщение YURGEN
22 дек 2017, 10:44
-
-
- 34 Ответы
- 1619 Просмотры
-
Последнее сообщение Александр Сергеевич Перижняк
22 апр 2023, 19:10
-
- 37 Ответы
- 1567 Просмотры
-
Последнее сообщение Профайлер2016
20 июн 2018, 00:05