Этот танк испортил все впечатление от фильма.. лучше бы не спешили, а использовали реплику "тигра", которую строили для кино изначально.
(с) К написанию этого материала меня подтолкнула статья на Яндекс Дзен о том, какая плохая копия Тигра была использована в фильме Карена Шахназарова "Белый Тигр".
Причем эта статья не единственная, и практически все они сводятся к тому, что использованный в фильме танк плохой, поскольку только дилетант не сможет понять что это НЕ Тигр. Точнее даже не так - не надо быть большим специалистом, чтобы опознать в нем закамуфлированный непонятно под что ИС-2.
Лишь некоторые защитники технической составляющей фильма робко высказывают мысль, что это должно быть Тигр Порше... Но и это не верно.
Расскажу как всё было, ибо я один из участников этого проекта.
Начнем с того, что у этого фильма было аж три Тигра. Первым был куплен макет от известного новосибирского мастера Вячеслава Веревочкина (несколько лет назад он умер).
На фото, да еще и под удачным ракурсом, выглядел танк вполне прилично. Но когда он пришел живьем, Шахназаров от него отказался сразу - его невозможно было снимать крупным планом. Танк вблизи похож не на Тигра, а на котенка. К тому же у танка были проблемы и по технической части, поэтому решили его если и снимать, то издалека, в массовке. В итоге в картину он не попал вообще, так и стоит до сих пор на базе Мосфильма, если не ошибаюсь.
Вторым танком для картины была копия Тигра I, которую заказали самарской студии Рондо-С. Надо сказать, что настоял на этом Второй режиссер, которому удалось убедить Шахназарова в том, что это будет удачным ходом.
Причем основным пунктом программы, который склонил создателей фильма к заключению контракта, было то, что исполнители обещали создать ходовой макет весом порядка 15 тонн. Это было важно заказчику для транспортировки.
Студия не имела опыта в создании ходовой техники вообще. Они специализировались на создании стендовых моделей для выставок и презентаций, причем в основном космической тематики. Единственным ходовым экземпляром в их коллекции был... самолет. Как говорили, легкомоторный самодельный самолет, с салоном на несколько человек, вроде бы даже катал туристов над Самарой, но я сам его не видел.
Возможно, это тоже повлияло на выбор, хотя я и говорил, что создать хороший макет танка намного сложнее, чем самолет, меня не услышали.
Как бы то ни было, макет был создан. В нем был ряд технических просчетов, внутри он необитаем (кроме башни и места мехвода), поскольку весь в ребрах жесткости из-за тонкого металла корпуса, а так же элементов подвески, расположенных внутри корпуса и занимающих много места. Ходовые качества оставляют желать много лучшего, хотя первые претензии в виде ломающихся траков и загибающихся балансиров изготовители вроде бы устранили.
Вполне предсказуемо макет в итоге оказался весом не 15, а порядка 25 тонн. Но внешне к макету придраться сложно - макетная студия внешний вид Тигра повторила на отлично.
И тут наступает самый интригующий момент - почему этот действительно хороший внешне танк в фильм так и не попал?
Причин две. Первая - Самарский Тигр не успел к началу съемок, а это очень важный параметр. Потому что график съёмочных дней согласуется с актерами, пиротехниками, каскадерами и т.п. за много месяцев заранее, и перенос дат - серьезная проблема. Плюс должна быть правильная погода - время года, погодные условия, внешний вид растительности и т.п.
Вторая - "Белый Тигр" не должен был быть именно Тигром I, Тигром В, или Тигром Порше. Это фантастический танк, существовавший в единственном экземпляре, и вообще непонятно откуда взявшийся. Он появлялся как будто напрямую из Преисподней...
По большому счету, от танка требовались только две вещи - максимальная брутальность, и он должен был без всяких крестов и иных опознавательных знаков определяться зрителями как немецкий.
Если обратите внимание на корпус танка от Рондо-С, то там в наличии подтверждение того, что проработка внешнего вида танка началась еще до того, как студия получила заказ. У него гораздо толще, чем у оригинального танка, толщина бортовых листов - это хорошо видно спереди, где проемы под буксировочные серьги. Это не ошибка создателей макета, это требование режиссера фильма. Должно было быть и еще несколько моментов, связанных с видимыми толщинами корпуса и башни.
На мой взгляд, очень большой ошибкой создателей фильма было то, что в фильм в итоге не попала ключевая фраза Найденова - когда его спрашивают - "Это Тигр?" он прямо отвечает - "Нет, это НЕ Тигр, что я Тигров не видел, что ли...). В сценарии эта фраза есть, в кино - нет. Почему - не знаю. Возможно, эту сцену снимали еще с расчетом на участие Тигра от Рондо-С, который как раз Тигр и есть, поэтому фразы нет, а переснимать не стали. А может быть Шахназаров намеренно создал интригу, чтобы мы тут копья ломали... ;)
Итак, параллельно с созданием макета от Рондо-С, Шахназаров решил подстраховаться и запустить еще один проект на базе ИС-2. У него были сомнения в том, что Самарские создатели Тигра успеют в срок.
Паралельно велись поиски внешнего вида именно того танка, который хотел видеть Шахназаров. В первую очередь ему не очень нравилось орудие Тигра - уж больно тонкое и напоминает удочку. А надо визуальную елдень. Как у ИС-2.
Кстати говоря, на некоторых профильных танковых интернет-площадках, еще перед съёмками фильма закидывалось предложение изобразить фантастический немецкий танк. Подавляющее большинство ответивших хотели видеть что-то типа того, что на скриншоте, что в данном контексте, было неадекватно.
Некоторые скрещивали Дору и Маус, в общем, у ответивших явно царила гигантомания :)
Главный художник фильма Сергей Февралев (к слову, очень талантливый, на мой взгляд, кинохудожник) создал некую компиляцию, включавшую визуальные фрагменты от Тигра и Мауса. Шахназарову внешний вид танка на рисунке очень понравился, и он заказал изготовление такого на базе мосфильмовского ИС-2. Шахназаров мог себе позволить три Тигра (это к вопросу о том, как некоторые считают, что он бессовестно пилил народные деньги), поскольку фильм делал он в основном на свои собственные финансы, если посмотреть список продюсеров.
В итоге окончательный выбор оставили на момент начала съемок, и опоздание самарского Тигра сыграло важную роль в принятии этого решения.
В отличие от самарского Тигра этот танк и сыграл главного героя со стороны немцев. Самарский Тигр в картину так и не попал, даже на заднем плане, и недвижимый. Почему - не знаю.
Пара слов о технической составляющей проекта ТигрИс, как прозвали его в съемочной группе.
Проект был достаточно сложный. Во-первых, танк был обшит мощным силовым каркасом и достаточно толстыми листами с усилениями - по техзаданию танк должен был проходить по подлеску, не повреждая собственный обвес. Это сделать удалось - на испытаниях передним крылом свалили бетонный столб, без повреждений внешнего вида :)
Второй момент - все штатные приборы наблюдения оказались наглухо закрыты корпусными деталями. Пришлось конструировать систему видеонаблюдения - в итоге мехвод сидел в окружении трех мониторов, а на корпусе танка, в силовых корпусах, были установлены видеокамеры, причем разного поля зрения, дающие хороший обзор. С учетом жесткой вибрации в танке от двигателя, тряски на ходу, перепадов температур и прочих неблагоприятных факторов - задача была не тривиальная. Справились.
На этом рассказ о "Белом Тигре" можно закончить. После съемок танк был разобран до состояния ИС-2, и увидеть его, кроме как в этом кино, больше нигде не удастся...
За это сообщение автора Bikini поблагодарили (всего 4):
Про рюскую форму из американских творений можно до бесконечности. Там киноляп на киноляпе. Как и наоборот в советских про американскую. Чего только штурмаки, переделанные под М-16 стоят! Хотя это и не киноляп, а имитация
В "Городке" мелькал штурмак, загримированный под М16, с пластиковым цевьем и другой рукояткой сверху. Более продвинутая версия.
За это сообщение автора Parabellum поблагодарили (всего 3):
Автор відео про кіноляпи "Піратів" точно не має уяви що таке насправді СРСР))))) Він в своєму відео розклав по полицям всі нестиковки, які є у фільмі (до речі все чітко зробив), та ще і питає наприкінці а як же так вийшло, що ні Говорухін, ні Дуров цього не помітили. От чудак! Та звідки ж вони могли знати про ці нюанси? У країні під залізною завісою про такі ляпи знати не знали, а не те, щоб на них ще й увагу звертати))) І цензори разом з критиками про ці нюанси не знали. Залізна завіса вона саме так і спрацьовує.
От де у Радянському Союзі можна було знайти хоч один автомобіль з лівим кермом? Та ніде.
Тут треба питати, а як дозволили показ фільму про перевезення опіуму? От що важливо))
Тут головне те, що фільм демонструє як радянські моряки перемогли у нерівній боротьбі!
Це зараз можна ось так розбирати кожний епізод, а тоді цей фільм справив таке неперевершене враження на глядача, що він став найкасовішим фільмом Радянського Союзу, а Єременко - національним героєм і улюбленцем всіх жінок))))
Нє, я не критикую автора. Він класно розібрав все. Просто він розглядає з точки зору сьогоднішнього дня і з точки зору розбору голівудського кіно. А треба робити акцент, що це перший радянський боєвик.
Я знаю про всі негаразди своєї країни, але не вважаю можливим під час війни ганьбити її ні в публічних постах, ні в публічних місцях. Я - не помічник ворогу.
Премьера "Пиратов" планировалась на конец 1979 года. Но после показа ответственным лицам из ЦК ВЛКСМ картину отложили на полку — "идеологически вредная". Они были в шоке от обилия опиума и драк, хотя в Госкино к режиссеру особых претензий не нашлось. Зампред Госкино Борис Павленок только высказал пожелание, чтобы вырезали сцену, где пират Салех бьет нашу женщину, обращаясь к своим амбалам: "Нравится эта?", и один из них начинает расстегивать штаны.
Но как уже не раз бывало до этого (например, с "Джентльменами удачи"), картину спас главный киноман страны — Генсек Брежнев. Ему на дачу отвозили все копии, в том числе и "отложенных" лент. От "Пиратов" Леонид Ильич был в восторге, и картина вошла в число избранных, которые он пересматривал летом в Крыму. Как рассказывали корреспонденту газеты "Сегодня" сотрудники госдачи в Нижней Ореанде, Генсек частенько засыпал перед экраном и терял нить сюжета, а просыпаясь в момент какой-нибудь драки, переспрашивал: "Это наш его ё..ул?". Ему подтверждали: "Наш, наш, Леонид Ильич". И Генсек удовлетворенно бурчал: "Молодец, Коля".
Идеологи вынуждены были устроить премьеру "Пиратов" (14 июля 1980 г). Копий фильма было меньше, чем для других хитов того года — "Экипаж" и "Москва слезам не верит", но по количеству зрителей и кассовым сборам за "Пиратами" остается непревзойденный на все времена рекорд — 103 млн. человек.
Я знаю про всі негаразди своєї країни, але не вважаю можливим під час війни ганьбити її ні в публічних постах, ні в публічних місцях. Я - не помічник ворогу.
Автор відео про кіноляпи "Піратів" точно не має уяви що таке насправді СРСР))))) Він в своєму відео розклав по полицям всі нестиковки, які є у фільмі (до речі все чітко зробив), та ще і питає наприкінці а як же так вийшло, що ні Говорухін, ні Дуров цього не помітили. От чудак! Та звідки ж вони могли знати про ці нюанси?
В этом фильме бессмысленно ВСЕ.
Я же кидал ссылку на ЖеЖо Группмана (моряк из Владика) где разбирали этот фильм профессиональные моряки (5 частей с комментариями)
Начиная с базовых моментов сюжета - суда часто лежат в дрейфе в океане, чего туда лезть. В американском прототипе фильма пиратское судно ловушка подавало сигналы СОС, притереться на ходу бортами "а ля абордаж эпохи парусов" и не побить оба судна невозможно, и т.д. На все прочее можно не обращать внимания уже. Скажем пираты запирают пленных по каютам перед затоплением на замки, там внизу двери филенка - специально ослабленная зона, что выбивается рукой или ногой чтобы выйти если дверь заклинили про кораблекрушении и т.д. :-)
За это сообщение автора Влад Бевх поблагодарили (всего 2):
"Единственная дорога"/"Okovani soferi" ("Окованные шоферы") - совместный советско-югославский односерийный художественный фильм о ВМВ, снятый в 1974 году югославским режиссером Владо Павловичем.